Новый онкомаркер и приборы для неинвазивной диагностики рака

Американские ученые обнаружили работающий маркер рака поджелудочной железы, который позволит выявлять этот агрессивный рак на ранних стадиях. А другая команда создала прибор, который может точно считать количество опухолевых клеток в крови и дешево и неинвазивно следить за прогрессом лечения.
Новый онкомаркер и приборы для неинвазивной диагностики рака
Фото: Shutterstock/FOTODOM /
3 минуты
1371

Видов рака сегодня известно около двухсот, подвидов – более тысячи, и большая их часть при ранней диагностике и качественной терапии излечима. Типичный пример –  меланома. На первой (нулевой) стадии меланома полностью вылечивается в 99% случаев, а при последней, четвертой стадии, пятилетний порог выживаемости  преодолевают только 15% больных. То есть жизненный прогноз при раке прямо пропорционален стадии его развития, и вовремя обнаружить онкологию — значит получить шанс на излечение. Согласно статистике, для рака, выявленного на 0 стадии (преинвазивный рак или рак in situ — рак на месте), выживаемость близка к 100%, для I стадии рака — выживаемость составляет почти 95%, для II стадии — около 70%, для III стадии — менее 40%, для IV стадии — только 5%

К сожалению, до сих пор универсального способа выявить онкологическое заболевание на ранней стадии не существует. Но ученые все чаще публикуют исследования по конкретным видам рака, которые позволяют его обнаружить достаточно рано для того, чтобы прогноз по излечению был максимально благоприятным. Уже есть работающий онкомаркер PSAдля рака предстательной железы, отрабатываются способы ранней диагностики рака толстой кишки, легких, рака молочной железы и некоторых других разновидностей онкологических заболеваний.

На днях стало известно, что Ученые из США нашли биомаркер, позволяющий выявить на ранних стадиях одну из самых агрессивных разновидностей рака поджелудочной железы. Исследование было опубликовано в журнале Science Translational Medicine.

Обнаружить необходимые биомаркеры удалось при помощи модели, разработанной одним из авторов еще в 2013 году. Сначала ученые создали клеточную линию на основе клеток пациента с панкреатической проточной аденокарциномой. Затем перепрограммировали раковые клетки на поздней стадии развития в стволовые, что позволило затем заново запустить процесс развития рака и выяснить, какие биомаркеры соответствуют ранней стадии заболевания.

Изучив 746 образцов, исследователи пришли к выводу, что наилучший кандидат в биомаркеры для ранней диагностики – белок Тромбоспондин-2 (THBS2). Авторы исследования рассчитывают, что вместе с контролем содержания в крови белка CA19-9, известного биомаркера поздних стадий рака поджелудочной железы, будет возможно эффективно диагностировать рак поджелудочной железы на любой из стадий. Также THBS2 позволит отличить рак поджелудочной железы от других видов рака.

Волшебный прибор для обнаружения клеток опухоли в крови

Исследователи из отдела физической и неорганической химии URV под руководством исследователя ICREA Рамона Альвареса Пуэбла и профессора прикладной физики Франческа Диаса из отдела клинической онкологии университетской больницы HM Torrelodones запатентовали портативное устройство, которое способно обнаруживать опухолевые клетки в крови.

Устройство подсчитывает количество опухолевых клеток в образце крови в реальном времени и, таким образом, является очень эффективным инструментом для улучшения мониторинга, лечения и диагностики рака. Система уже была успешно протестирована на пациентах на разных стадиях рака молочной железы и может быть использована для определения наличия других опухолей путем анализа различных антител в образце крови.

Устройство в действии. Фото: URV

Кроме ранней диагностики, этот прибор может помочь в контроле распространения заболевания, а также в оценке эффективности проводимого лечения.

Пациенты с раком, особенно если заболевание находится в стадии метастазирования, должны постоянно проходить контроль во время лечения, чтобы оценить прогресс заболевания и эффективность проводимых процедур. В настоящее время это делается с использованием методов визуализации и биопсий, которые являются инвазивными, а также не всегда возможны по техническим причинам. Новое устройство, разработанное исследователями URV, очень чувствительно и не требует хирургического вмешательства или лечения, связанного с радиацией. Таким образом, это очень полезный клинический метод, поскольку он улучшает качество жизни пациентов, устраняя необходимость в инвазивных традиционных процедурах.

Новое устройство использует совмещение двух систем: систему анализа кровотока и оптическую систему, состоящую из лазерного диода и фотоприемника для идентификации клеток крови и подсчета тех, которые являются злокачественными, а также тех, которые злокачественными не являются. Соотношение между этими двумя категориями дает понимание того, как развивается рак.

Эта сложная система является результатом исследований Эрика Педроля (Eric Pedrol) под руководством Жауме Масонса (Jaume Masons) и Франсеска Диаса (Francesc Díaz)в сотрудничестве с Отделом клинической онкологии университетской клиники HM Torrelodones University Hospital, возглавляемой Эдуардо Гарсия-Рико (Eduardo García-Rico).

Устройство было совместно запатентовано URV, ICREA, CTQC, Medcom Advance и Medcom Tech. Оно был лицензировано для коммерциализации Medcom Science, компанией, занимающейся исследованиями и разработкой технологий диагностики и лечения рака.

Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука Здоровье Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука