Пищевые волокна защищают от ожирения и метаболического синдрома

Пищевые волокна защищают от ожирения и метаболического синдрома
Фото: Shutterstock/FOTODOM /
2 минуты
1976

Потребление пищевых волокон способствует предотвращению ожирения, метаболического синдрома и неблагоприятных изменений в кишечнике, а также помогает росту популяции «хороших» бактерий в кишечнике. К таким выводам пришли исследователи из Университета Джорджии. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Host & Microbe.

В ходе серии экспериментов на лабораторных животных, ученые обнаружили, что обогащение рациона мышей волокном инулина предотвращает метаболический синдром, вызванный диетой с высоким содержанием жиров, и определили, как именно это происходит.

Метаболический синдром представляет собой совокупность условий, тесно связанных с ожирением, которые включают повышенное кровяное давление, высокий уровень сахара в крови, избыточный жир и аномальный уровень холестерина. Когда все эти факторы наблюдаются одновременно, то это значительно увеличивает риск развития сердечных заболеваний, инсульта и диабета.

Ожирение и метаболический синдром связаны с изменениями в кишечной микрофлоре – сокращением колоний полезных микроорганизмов. Считается, что современные изменения в диетических привычках, особенно потребление обработанных пищевых продуктов, содержащих мало пищевых волокон, влияют на микрофлору и способствуют развитию хронических воспалительных процессов и заболеваний, включая метаболический синдром. Диета с высоким содержанием жиров разрушает микробиоту кишечника, уменьшает образование эпителиальных клеток, выстилающих кишечник, и, кроме того, заставляет кишечные бактерии вторгаться в эпителиальные клетки.

Проведенное исследование показало, что волокна инулина в рационе восстанавливают здоровье кишечника и защищают подопытных мышей от метаболического синдрома, вызванного диетой с высоким содержанием жиров. В частности, у животных наблюдалось восстановление микробиоты кишечника, увеличение производства кишечных эпителиальных клеток и норамализация экспрессии белка интерлейкина-22 (IL-22), что предотвращало проникновение кишечных бактерий в эпителиальные клетки.

В течение четырех недель ученые держали первую группу мышей на диете с высоким содержанием жиров и низким содержанием пищевых волокон, а вторую группу мышей – на диете с высоким содержанием жиров, дополненной пищевыми волокнами. Оказалось, что диета с добавлением инулина заметно уменьшала ожирение, что сопровождалось уменьшением размера жировых клеток, а также заметно снижала уровень холестерина и предотвращала дисгликемию (аномальные уровни сахара в крови).

Кроме того, ученые обнаружили, что у мышей, которых держали на диете с высоким содержанием жиров, наблюдалась значительная потеря массы толстой кишки, что, по их мнению, способствует развитию воспаления и метаболического синдрома. Когда мышей перевели на здоровую диету, масса их толстого кишечника была полностью восстановлена.

«Мы обнаружили, что увеличивая в рационе содержание пищевых волокон защищает от метаболического синдрома. Наше исследование показало специфический механизм, используемый для восстановления здоровья кишечника и подавления ожирения. Полученные результаты способствуют пониманию механизмов, которые лежат в основе ожирения, вызванного диетой, и дают представление о том, как ферментируемые волокна могут способствовать улучшению здоровья», - заключил доктор Эндрю Гевиртц (Andrew Gewirtz), профессор Института биомедицинских наук Университета Джорджия (Institute for Biomedical Sciences at Georgia State).

Содержание пищевых волокон в продуктах повседневного рациона (на 100 г.):

• Отруби пшеничные – 43 г.
  • Курага – 18 г.
  • Яблоки сушеные – 14,9 г.
  • Изюм – 6,8 г.
  • Грибы жареные – 6,8 г.
  • Хлеб из ржаной муки – 8 г.
  • Цельнозерновой хлеб – 6 г.
  • Горох отварной – 5,0 г.
  • Смородина чёрная – 4,8 г.
  • Капуста брюссельская – 4,2 г.
  • Каша овсяная – 6 г.
  • Орехи – около 4-5 г.
  • Киви – 3,8 г.
  • Свекла отварная – 3,0 г.
  • Фасоль стручковая – 2,5 г.
  • Каша гречневая – 2,7 г.
Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука Здоровье Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука