«Владимир Шаинский спасал меня от покушения»: вспоминает композитор Дашкевич

Музыкант раскрыл секрет мелодий скончавшегося коллеги

Увы, в мартиролог уходящего года теперь записан и Владимир Шаинский, ушедший после тяжелой болезни в возрасте 92 лет. В последние лет пятнадцать жил на три страны, собственно, жил и лечился — в России, Израиле и США. По признанию многих, он стал «советским Моцартом песни», а песен этих не счесть — их около трехсот.

Одна только детская серия чего стоит — «Антошка», «Кузнечик», «Голубой вагон». Это был человек-праздник, безмерный мелодичный талант, о чем нам и говорят его коллеги, говорят и будут говорить, ведь ни одно детство не обходилось и, уверен, не обойдется без Шаинского.

Музыкант раскрыл секрет мелодий скончавшегося коллеги
фото: 77777777.ru

— Как печально, — говорит композитор Владимир Дашкевич, — Он был самым главным волшебником-мелодистом. У него из внешне простых мелодических форм вырастали самые удивительные цветы, по сути, симфонические, которые как жили, так и будут жить своей жизнью...

— А какой человек! Стоило на эстраде ему появиться — сколько сразу радостных эмоций...

— Он был безотказным, умеющим помогать в трудную минуту. На меня в 1997-м было покушение после антисталинского сочинения. Напали, избили. А через месяц мне позвонили, — как в анекдоте, — и голос с грузинском акцентом в трубке: «Не надо о Сталине плохо». Так в тот момент, когда реально была угроза жизни (нам пришлось охранника нанимать), Шаинский мне и моей жене предложил месяц пожить у него на даче. Крайне благородно себя проявил: постоянно звонил, интересовался, старался помочь. Был очень активен. За что ему низкий поклон.

—Что отличало Шаинского как композитора?

— Соединение душевной доброты и грандиозного таланта, его мелодии кажутся простыми, а на самом деле это абсолютно виртуозная работа! У нас только два таких мелодиста — Шаинский и Тухманов. Но Тухманов ориентировался все-таки на современные мелодические стандарты, употребляемые в западной популярной музыке; а Шаинский работал в чисто классической манере, что труднее. Он брал классические обороты, что-то сходное с Шубертом (да, от Шуберта в нем больше всего) и создавал такие комбинации, которые, один раз поселившись в голове слушателя, оставались там навечно.

— Так, наверное, это главное в музыке...

— Безусловно. Главное в музыке — запоминаемость. Если музыка не запоминается, в ней нет главной черты — последействия. Музыка по-настоящему действует не тогда, когда звучит, а потом — когда она возвращается к человеку, ведя на подсознании свою созидательную работу. Есть музыка очень эффектная, а последействие у нее нулевое. Так вот, музыка Шаинского лишена внешних эффектов, но последействие максимальное. Эти песенки, которые нам кажутся наивными и простыми — «Улыбка», «В траве сидел кузнечик», — они, на самом деле, совершенно уникальны своей долговечностью именно на подсознании. Причем, лечат это подсознание...

— Песни — врачи?

— Да, терапевтически ценная музыка. Я думаю, что по врачующей силе Шаинскому не было равных.

— А вот из какой классической традиции он почерпнул своего «Кузнечика»?

— Ну вы его не поймаете на прямых цитатах. Но, конечно, это идет от моцартовской мелодики. От характерной для Моцарта и Шуберта мелодической игры. Причем, все делается изящно, тонко и результативно: ты радуешься, когда это слышишь. И эта радость никуда не исчезает, но повторяется дальше и дальше, во сне, например. Его мелодии до сих пор своей силы не утратили. Это настоящая классика. И при удивительной скромности подачи. Материал не выпячивается, а, наоборот, кажется лаконичным.

— Как у него сочеталась мелодия со стихом?

— У него музыка оставалась первичной; скажем, мелодии Гладкова и слова Энтина как бы вытекают друг из друга, а вот в песнях Шаинского музыка может исполняться на любом языке, ничего не теряя. Его песенные мелодии я бы не побоялся назвать классическими симфоническими темами — они очень яркие, ёмкие, хорошо запоминаются и обладают внутренним саморазвитием. Потому что Володя никогда не злоупотреблял возможностями своих тем, он давал их в первичном виде, ничего не развивая. Никаких секвенций не делал — песня совершала развитие в голове сама. Вся музыка — чистая, свежая, не допингуемая никакими вторичными техническими приемами. Тот случай, когда музыка была вещью в себе, и это высший класс! Жаль, что приходится все это говорить по такому скорбному поводу...

Читайте материал: Шаинского прогнали из ЗАГСа: «Не хотим, чтобы рождались сироты»

Умер Владимир Шаинский: популярные шлягеры любимого композитора

Смотрите видео по теме

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27582 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Волшебник ушел, кузнечик в траве вечен

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру