Геологи: Евразия расколется, а Байкал станет океаном

Произойдёт это, впрочем, нескоро

Огромный раскол под названием Байкальская рифтовая зона, находящийся примерно посередине Евразии, постоянно расширяется, и в будущем это приведёт к разделению континента на две части и образованию нового океана на месте Байкала. К такому выводу пришли специалисты, представляющие Институт геологии и минералогии имени В. С. Соболева СО РАН, а также Новосибирский государственный университет.

Произойдёт это, впрочем, нескоро

Исследователи отмечают, что разделение самого большого континента на две части произойдёт в не слишком далёком будущем по геологическим меркам, но очень нескоро по меркам человеческим — примерно через 20 миллионов лет.

Специалисты отмечают, что Байкальской рифтовой зоне уже давно происходит множество землетрясений, поскольку это активная геодинамическая структура. Предполагается, что современный байкальский рифт, или раскол, зародился несколько десятков миллионов лет назад, и всего пять- семь миллионов лет назад вступил в активную фазу развития. При этом в более ранние геологические эпохи рифту в данном регионе также образовывались, добавляют учёные.

Авторы исследования обобщили множество собранных ранее материалов о рифтовой зоне и добавили к этому собственные данны, благодаря чему удалось впервые получить её подробный полный обзор — ранее, по словам геологов, изучению подвергались лишь отдельные её части, но не вся она в совокупности. Это, в том числе, позволило выяснить, что для новейшего этапа тектонических движений, начавшегося примерно 200 тысяч лет назад, характерны чрезвычайно активные движения в рельефе.

Благодаря своей работе учёные не только получили свидетельства, позволяющие предположить, что Евразия в будущем разделится, но и восстановили историю Байкала примерно за сто миллионов лет. Также специалистам удалось доказать, что горы вокруг Байкала продолжают расти в среднем на 5-6 миллиметров в год — пусть на интуитивном уровне это и не кажется чем-то существенным, исследователи подчёркивают, что это очень высокая скорость.

Научная работа специалистов была опубликована в журнале Gondwana Research.

Что еще почитать