Ученый заявил, что в конце XXI века начнется глобальное вымирание

Предполагается, что его виновником станут люди

Уже к 2100 году люди могут стать причиной массового вымирания на Земле, шестого за всю историю планеты. С таким заявлением выступил геофизик Даниэль Ротман, представляющий Массачусетский технологического института. По словам американского ученого, к такому выводу он пришел, составив и проанализировав соответствующую математическую модель.

Предполагается, что его виновником станут люди

За полмиллиарда лет на Земле произошло, по меньшей мере, пять крупных массовых вымираний, о которых известно современным людям. 440 миллионов лет назад на планете за короткий срок исчезло более 60 процентов видов морских беспозвоночных. 76 миллионов лет спустя примерно вдвое сократилась численность всех видов морских организмов. Ещё через 113 миллионов лет «великое» пермское вымирание привело к исчезновению более чем 95 процентов наземных видов и более 70 процентов видов наземных позвоночным, а 50 миллионов лет спустя (то есть без малого 200 миллионов лет назад) вымерла, по меньшей мере, половина известных сейчас видов, живших на Земле в то время. Наконец 65,5 миллиона лет назад массовое вымирание затронула шестую часть существовавших в тот период биологических видов, включая динозавров.

Специалисты до сих пор спорят, каковы были причины каждого из массовых вымираний и можно ли их как-либо связать между собой. Тем не менее, по мнению Ротмана, причиной прогнозируемого им шестого исчезновения с лица Земли множества биологических видов станет не метеорит, вулкан или какой-либо ещё «естественный» фактор, а деятельность человека. В первую очередь, речь идёт о выбросах углекислого газа, из-за которых количество неорганического углерода в атмосфере и даже океанах постоянно увеличивается.

Как показала математическая модель, составленная учёным, массовое вымирание может наступить в двух случаях — либо если количество углекислого газа попросту резко «подскакивает», либо если оно растёт постепенно, но всё же слишком быстро для того, чтобы экосистемы успевали подстраиваться под новые условия. При этом, как отмечает специалист, загрязнение окружающей среды происходит столь быстро, что скорее описывается первым из этих сценариев.

Так или иначе, по прогнозу специалиста, к 2100 году количество поступающего в океан углекислого газа может перевалить за «порог» в 310 гигатонн, после чего процесс массового вымирания будет «запущен». При этом автор исследования допускает, что первые заметные результаты этого процесса могут проявиться тысячелетия спустя, однако именно конец XXI века, по его мнению, станет своего рода «точкой отсчёта».

Геолог рассказал о полученных им результатах на страницах журнала Science Advances.

Что еще почитать