Ученые нашли дополнительное препятствие для дальних космических полетов

В невесомости возникает особый вид лихорадки

Дополнительное препятствие для полетов человека к дальним объектам Солнечной системы обнаружили ученые клиники Шарите в Берлине. Оказалось, что помимо ослабления костной ткани, а также опасности, вызванной солнечной и космической радиацией, их может беспокоить такой фактор, как космическая лихорадка, возникающая в условиях невесомости.

В невесомости возникает особый вид лихорадки

Медики изучали данные астронавтов, работавших на Международной космической станции, и пришли к выводу, что температура повышается не сразу по прилету на МКС, а через несколько месяцев. В среднем разница между космической и земной температурой испытуемых составляет один градус, то есть на борту у космонавтов обычно фиксируется 37°. Один из участников исследования, Ханнс-Кристиан Гунга, отмечает также, что во время физических упражнений температура астронавтов на борту иногда подскакивала и до 40°.

Он отмечает, что исследование было круглосуточным, в эксперименте участвовали по очереди 11 человек. Для этого использовались датчики для фиксации малейших изменений температуры в артериальной крови, которые наклеивались членам космического экипажа на лоб. Эти датчики показывали малейшие колебания центральной температуры тела в условиях микрогравитации.

В итоге ученые пришли к выводу, что температура на борту МКС повышалась по ряду объективных причин, факторов отсутствия определенных земных условий. Например, необходимой скорости испарения пота, который должен охлаждать организм.

Как прокомментировали в Институте медико-биологических проблем РАН, вопросы, связанные с потоотделением, изучались нашими учеными еще на заре космонавтики, когда разрабатывались первые скафандры. И поскольку серьезных отклонений от нормы ученые не обнаружили, каких-то более глубоких исследований по этому поводу не проводилось. Разница в один градус, в принципе, допустима в условиях замкнутого гермообъекта, коим является МКС, да и жалоб от космонавтов на лихорадку не поступало. Что касается превышения показателей температуры при занятиях спортом, это тоже нормальное явление, которое фиксируется и на Земле. В любом случае исследования Ханнса-Кристиана Гунги интересны, поскольку так целенаправленно температуру тела в космосе еще не изучали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27603 от 30 января 2018

Заголовок в газете: Космос повышает температуру тела?

Что еще почитать