Из-за воздействия космоса два брата-астронавта перестали быть близнецами

Работа генов одного из них изменилась примерно на семь процентов

Астронавт Скотт Келли, который провел почти год на борту МКС, вернулся оттуда другим человеком едва ли не в буквальном смысле. Как утверждают специалисты, представляющие американское аэрокосмическое агентство NASA, примерно семь процентов генов члена экипажа МКС теперь работают совершенно иначе. Скотт Келли шутит, что в некотором смысле об больше не является полным близнецом своего брата и коллеги Марка.

Работа генов одного из них изменилась примерно на семь процентов

Возможность сравнить астронавтов, являющихся однояйцевыми близнецами, после того, как один из них долгое время проведёт в космосе, давно интриговала специалистов, и этому даже был посвящён специальный проект. По мнению специалистов, сравнение людей с одинаковыми генами и профессией позволяет лучше всего понять, как именно продолжительное пребывание в космосе может влиять на организм в долгосрочной перспективе.

Некоторые «внешние» изменения, зафиксированные после возвращения Скотта Келли, были вполне ожидаемы – например, долгое время пробыв в условиях микрогравитации, он стал выше своего брата, хотя некоторое время спустя снова «уменьшился». Также пребывание в космосе повлияло на микрофлору кишечника и состояние костей астронавта. Более любопытным открытием стало то, что теломеры, или кольцевые участки хромосом пребывавшего в космосе близнеца оказались несколько длиннее, то есть, в некотором смысле, полёт «омолодил» его клетки.

Больше всего специалистов заинтересовало, каким образом пребывание в космосе повлияло на гены Скотта Келли. Как выяснилось, работа многих из них изменилось, однако в некоторые гены вскоре после возвращения стали работать «по-старому», в то время как изменения в семи процентах генов сохранились.

Два года назад Скотт Келли и российский космонавт Михаил Корниенко были включены журналом Fortune в рейтинг людей, меняющих мир. Их работу в рамках 45-46 экспедиции на МКС составители списка сочли символом того, что сложные международные отношения на Земле не могут встать на пути совместных действий в космосе.

Что еще почитать