Девушка Бонда Мэриам д`Або оказалась грузинкой и женой «оскароносца»

Санал Кумар, снявший свой второй полнометражный фильм за смешные деньги, стал в Армении миллионером. Помимо почетной награды и корзины со спелыми абрикосами он получил … два миллиона армянских драм. Когда вынесли табличку с такими внушительными цифрами, неискушенные иностранные гости замерли. Но стоило произвести перерасчет… В общем, это примерно две тысячи долларов. Удивительно другое — как они нашлись. Накануне открытия казалось, что фестиваль не состоится. Денег на его проведение не было. Но скромный бюджет играет в данном случае существенную роль. Когда деньги не льются рекой, люди включают голову и извлекают максимум из минимума. В Ереване каждый год великолепные гости и отличная программа (хотя за право «первой ночи» здесь никто не бьется). Многие наши фестивали, имея внушительный бюджет, не в состоянии ничего подобного достичь.

Индийский режиссер Санал Кумар Сасидхаран признался: «Я поражен ночной жизнью в Армении. Люди гуляют, сидят в кафе. Поразительная свобода ночи. В Индии ты должен идти домой и смотреть телевизор, как только стемнеет. Это официальное правило». В его фильме «Сексуальная Дурга» все происходит ночью на дороге в одном из северных районов страны. Муж с женой пытаются добраться до железнодорожной станции на попутке и оказываются в компании отморозков. Попытки покинуть машину ни к чему не приводят. Попутчики только повторяют, что здесь опасно и воруют людей. Полиция ничем не лучше новых знакомых. Ощущение страха достигает апогея. Перемежаются эти сцены кадрами священного ритуала в честь индийской богини: людей подвешивают на крюки за кожу и везут по городу при огромном скоплении народа. Ничего общего с привычным нам индийским кино «Сексуальная Дурга» не имеет.

Удивительно, что в Ереване, где так любят российское кино, в конкурсе не было наших картин. Велись переговоры по поводу «Тесноты» Кантемира Балагова и «Аритмии» Бориса Хлебникова, но они ничем не увенчались. В итоге показали вне конкурса «Аритмию», которая довела половину зала до слез. А потом зрители задавали самые неожиданные вопросы. Например, о главном герое, который только на первый взгляд инфантильный. Армянские женщины оценили, как он обнимает жену. Борис Хлебников не дрогнул даже от самых интимных суждений и рассказал о своем видении: «Герой Александра Яценко сам не принимает решений, перекладывая это на жену. В семейной жизни он – поросенок. Ведет себя как 13-летний подросток». Кстати, один из продюсеров картины Рубен Дишдишян – уроженец Еревана.

Жюри игрового конкурса возглавлял британский режиссер и «оскароносец» Хью Хадсон («Огненные колесницы»). Ему самому накануне закрытия фестиваля вручили почетный «Параджановский талер» за достижения в профессии. Изготовлен он, конечно, не из фольги, но по образу и подобию тех талеров, которые делал в туберкулезном тюремном бараке кинорежиссер Сергей Параджанов из крышек от молочных бутылок советских времен. Хадсон попросил, чтобы церемония награждения прошла в Музее Параджанова, что и было сделано. Ему также подарили традиционную восточную сумку хурджин, сотканную в ковровой технике. Такие обычно надевают на верблюдов и ишаков, чтобы перевезти продукты. Хью Хадсон оказался человеком отменного вкуса, что сказалось на распределении наград. Его впечатлило молодое экспериментальное кино. Да и в целом состав жюри был хорош. Достаточно назвать имена нашего Алексея Федорченко, Илдико Эннеди из Венгрии, чей фильм « О теле и душе» получил на недавнем Берлинале «Золотого медведя», Сиро Гера из Колумбии с его 40 мировыми наградами (два года назад его фильм «Объятия змея» победил в Ереване).

«Серебряный абрикос» вручили бразильской «Арабии» Жуаса Думанаса и Альфонсо Учао. Как и «Сексуальная Дурга» она впервые была представлена на Роттердамском кинофестивале и тоже разрушили расхожие представления о традиционном кино своей страны. Специального упоминания жюри удостоена немецко-болгарская картина «Вестерн» Валески Гризебах. Она снята в болгарской деревне, куда приезжают строить плотину немецкие рабочие. Отношения с местными жителями выстраиваются крайне напряженно. Это два мира, которым никогда не сойтись. В картине снимались в основном непрофессиональные актеры, в том числе и местные жители, простые сельские люди. Результат великолепный.

О мигрантах много теперь картин на любом фестивале. Таковы наши реалии. Украинское «Гнездо горлицы» Тарас Ткаченко снимал в селе Выжница под Черновцами и в Генуе. Сценарий написан по произведению ныне покойного Василя Мельникова, дочь которого уехала в Италию работать. Героиня фильма Дарина в исполнении прекрасной актрисы Риммы Зюбиной тоже отправляется на заработки в Италию, чтобы прокормить семью. После показа режиссера засыпали вопросами по поводу жизни в чужой стране и ситуации на Украине. Тарас рассказал о знакомом поляке, который работает посудомойкой у китайца в Германии, о том, как сами итальянцы едут в Англию в поисках лучшей жизни. По его словам, 14 миллиардов евро в год приходит в Украину от тех, кто работает в Европе и отправляет свои сбережения родным. На вопрос, в чем формула успеха Украины, Тарас ответил: «Смотреть в лицо своим проблемам. Украина больна, но она на пути к выздоровлению». У фильма трагическая история. В разгар съемок умер 46-летний актер Виталий Липницкий, сыгравший мужа главной героини. Пришлось все перекраивать, две сцены снимать с другим актером, но зритель этого не замечает.

Жену Хью Хадсона – британскую актрису Мэриам д`Або — на фестивале называли девушкой Бонда. В 1987 году она ее сыграла в фильме «Искры из глаз» Джона Глена. В роли Джеймса Бонда снялся Тимоти Далтон. И хотя у Мэриам немало других ролей, в том числе и в телеэкранизации «Доктора Живаго» Джакомо Кампиотти, где она сыграла мать Лары, от шлейфа бондианы не уйти. Мэриам рассказала: «У меня грузинские корни. Моя мама из Тбилиси». А дед – грузинский генерал Георгий Квинитадзе. Мэриам работала в жюри конкурса «Армянская панорама», а это трудное дело, поскольку это самая обширная программа. И не потому, что в Армении высокоразвитая киноиндустрия (говорят, что на «Арменфильме» всего одна камера). Дело в другом – активно работают армяне, живущие по всему миру. Да и призов слишком много. Армянское кино преобладало в общей сложности, включая внеконкурсный показ. Чего там только не было, вплоть до короткометражки, снятой в Грузии бизнесменом, живущим на Кипре. Его герою снится товарищ Сталин. Вождь с экрана вещает: «Приговариваю тебя к белой горячке». Мэриам д`Або высоко оценило класс армянских актеров и особенно молодого Самвела Тадевосяна, сыгравшего в фильмах «Линия» и «Браво, Виртуоз!», который снят живущим во Франции режиссером-армянином Левоном Минасяном. Такое ощущение, что это картина времен 90-х, когда снималось кооперативное кино. Удивительно, что сегодня человек, получивший кинообразование во Франции, работает в том же духе. Так что молодому дарованию пришлось нелегко — попробуй сыграть что-то вроде классики «Жил певчий дрозд» в контексте бандитской комедии про киллера по кличке Виртуоз.

В документальном конкурсе «Золотым абрикосом» отметили палестинскую «Охоту на призраков» Раеда Андони. «Серебряный абрикос» достался турецкой ленте «Мать Дердо и ореховое дерево». Ее героиня произвела сильное впечатление на жюри и приехала на премьеру из Турции. Дочь держала ее за руку, чтобы пожилая деревенская женщина не очень волновалась, увидев себя на экране. Но мама Дердо хохотала, глядя себя и свою соседку на экране.

Награда Католикоса всех армян Гарегина II «Да будет свет» вручена армянскому композитору Тиграну Мансуряну, написавшему музыку к «Цвету граната», наследующему в своем творчестве идеи знаменитого армянского классика Комитаса (родившегося в Турции, учившегося в Берлине, умершего во Франции). Церемония прошла в священном Эчмиадзине.

Не обошлось и без небольшого скандала. Зрители не увидели одну из программ, в которой участвовали два фильма ЛГБТ- тематики («Сады абрикоса» и «Послушай меня»). Союз кинематографистов Армении отказался от запланированного показа, сославшись, правда, на другие причины. В итоге организаторы сняли всю программу, где были представлены разнообразные картины.

Многие фильмы показывались под открытым небом. В прежние годы зрители их смотрели даже в зоопарке. А теперь приходили на Лебединое озере и в Парк влюбленных. Кинотеатров в Армении катастрофически мало. Всего четыре на всю страну. Два из них находятся в Ереване. Старейшую «Москву», построенную еще в советские времена и ставшую главной фестивальной площадкой, недавно его хотели подвергнуть реновации. Но ереванцы проявили активность и отстояли. А то бы негде было проводить «Золотой абрикос».

Источник: mk.ru

Добавить комментарий