На молодежной биеннале покажут искусство «абракадабры»

— Лукреция, все сейчас крутится вокруг Венеции, вы сами отсюда. Отразится это каким-то образом на биеннале?

— Пока рано об этом говорить. Для начала доеду в сентябре до Москвы, возможно, еще до других российских городов, и погружусь в изучение вашего искусства. До недавнего времени я знакомилась с ним по Интернету и выставкам, проходящим за пределами России. Посещала курсы по изучению театральной системы Станиславского. Несмотря на то, что тема биеннале — «Абракадабра», ждите от нее комплексный, конструктивный подход. Я постараюсь создать глобальный продукт взаимодействия международных художников с российскими.

— В Венеции сейчас — мощный десант российского искусства, в том числе молодого. Как по-вашему, это наша претензия на международный контекст или мы уже в него вписались?

— Российское современное молодое искусство набирает силу последние 10 лет. Оно уверенно закрепилось на международной арене, что подтверждается на биеннале. Но главное — даже не повсеместное присутствие ваших художников в Венеции, а диалог, который они выстраивают с иностранными авторами.

— Какой смысл вы вкладываете в слово «абракадабра»?

— У него неясная этимология, но при этом оно несет много потаенных смыслов, которые можно применять к разным сферам. «Абракадабра» отсылает к древнему заклинанию и к одноименному диско-хиту Стива Миллера, популярному в восьмидесятые. Поэтому я связываю проект с метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Еще важно, что все знают слово «абракадабра» — оно международное.

— Как вы его обыграете в искусстве?

— Абракадабра, как и искусство, меняет реальность. Поэтому биеннале передаст фрагменты современной жизни, в которой практически полностью размыты границы между частной, профессиональной и общественной сферами. Может быть, это звучит скучно, но на деле — будет дико весело. И вообще я за развлечения.

— Тогда, может быть, проведете биеннале где-нибудь на спортивном стадионе? Ведь она совпадает с чемпионатом мира по футболу.

— Прекрасная идея! Я обсужу ее с организаторами. Нам нужна подходящая площадка для перформансов, звуковых и видеоэффектов. Понадобится сцена, где все это развернется. Визуально и технически все должно выглядеть красиво.

— Каким видам искусства вы отдаете предпочтение?

— Я за их симбиоз. Точно будут перформансы, так как они могут включать разные виды искусства. Для меня важно взаимодействие с посетителями, чтобы они были не просто зрителями, а участниками проекта. Но пока рано говорить — надо дождаться заявок.

— Что будете делать, если среди них окажутся сильные проекты с политической подоплекой?

— Я знаю российскую политику только из СМИ. Углублю свои знания на месте, пообщавшись с людьми и понаблюдав за положением дел. Сегодня политика — важная часть искусства. Ее можно обыграть по-разному, но для меня главное — не уходить в критику власти. От таких проектов буду отказываться, так как биеннале — мирная история. Она не разъединяет мир, а сплачивает его. В искусстве важно не растрачивать свои идеи на критику строя, а созидать нечто новое, что может его изменить.

…А вот что обещают организаторы биеннале.

Екатерина Кибовская, комиссар проекта: «Московская международная биеннале молодого искусства — это не только основной проект, но и стратегические проекты, специальная, параллельная и образовательная программы. В 2016 году в Москве в рамках биеннале прошло более 60 выставок, отдельные проекты открылись в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Это немало! Но я уверена, что в следующий раз мы сумеем помимо иностранных гостей привлечь к фестивалю еще больше художников, кураторов и институций из регионов России. Это расширит наши горизонты».

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА): «Московская международная биеннале молодого искусства — одна из самых молодых биеннале в мире, но у нее уже есть внушительный опыт и достижения, которыми можно гордиться. Для нас — РОСИЗО и ММОМА, организаторов этой культурной инициативы — большая честь объявить куратора и тему нашей биеннале в стенах университета Ка’ Фоскари. Я надеюсь, что спустя несколько лет художники-участники биеннале молодого искусства смогут принять участие в Венецианской биеннале».

Справка «МК»: Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Она открывает имена, поддерживает и стимулирует творческие инициативы художников и кураторов нового поколения, создает условия для их публичного высказывания. Если раньше кураторами биеннале выступали известные международные специалисты вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор фестиваля, как и ее участники, — представитель новой генерации. Лукреция Калабро Висконти — независимый куратор, окончившая факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции и магистратуру философии университета Ка’ Фоскари (Венеция). В ее портфолио — десятки международных проектов с географией от Нью-Йорка до Амстердама.

Венеция.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий