Польские зрители увидели в российском кино себя и свои проблемы

В числе лучших, по мнению, польских экспертов, — «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Теснота» Кантемира Балагова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. В «Тесноте» они увидели нелюбовь, а в «Нелюбви» — удушающую тесноту. Из Якутии на фестиваль пригласили Татьяну Эверестову — экономиста, ставшую режиссером — с дебютным медитативным фильмом «Его дочь» о девочке из якутской деревни. Все прекрасно в ее жизни, пока не придет беда — слишком ранняя для такого маленького человека. Многого, конечно, девочка еще не поймет, но все теперь поделится на «до» и «после». В Варшаве показали и одну из лучших картин года «Язычники» Леры Сурковой, почему-то оставшуюся в тени. Она основана на пьесе Анны Яблонской, погибшей во время взрыва в московском аэропорту в 2011 году, о том, как приезд верующей бабушки делает жизнь семьи невыносимой, хотя ничего плохого она не делает.

Актриса Ольга Лапшина вернулась в Варшаву спустя 17 лет и представила картину «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в Дом инвалидов» Александра Ханта, где сыграла тещу главного героя. Разговаривала она с публикой исключительно на польском языке, который выучила во время многократных приездов в эту страну на театральные фестивали и мастер-классы. Ольга назвала Польшу камертоном своей последующей театральной судьбы, там она научилась жить с ощущением дороги от человека к человеку.

«Тесноту» Кантемира Балагова представлял 32-летний питерский сценарист Антон Яруш. Интересна история рождения фильма, созданного силами дебютантов. «С Кантемиром Балаговым мы познакомились в фейсбуке, — говорит Антон.- Сценарий написали, не видя друг друга, поскольку жили в разных городах. Я — в Петербурге, Кантемир — в Нальчике. Мы переписывались, а теперь дружим. Кантемир написал, что есть криминальная идея, а я предложил семейную. В картине снимались не только профессиональные актеры, но и простые люди, которых собрали из разных мест для участия в эпизодах. Фильм снимался под Питером в течение 23 дней, а в Нальчике — дней 5 и только сцены отъезда героев из города и помолвки. Кантемир — кабардинец и хорошо знает, что происходит у него на родине. Раньше горские евреи жили в Нальчике, а сейчас оттуда уехали. В 1998 году, когда происходят события фильма, мне было 15 лет. Такой истории в наше время не могло быть. Евреев на Кавказе уже нет. Похищением людей теперь не зарабатывают. Сейчас на Кавказе ситуация более серьезная. Из реальной жизни взят эпизод похищения ребенка. Все остальное мы разрабатывали сами. Герои живут в тесных помещениях и узких коридорах. Отсюда ощущение тесноты во всем — в традициях, семейных отношениях. Мастер Кантемира — Александр Сокуров — участвовал в работе на стадии разработки сценария. В процесс съемок он не вмешивался, а потом поставил Кантемиру за фильм твердую четверку».

Интересно, что среди польских зрителей нашлись те, кто бывал на Кавказе и мог сравнить ситуацию в фильме с той, что существует сегодня. На родине молодого режиссера фильм встретили без энтузиазма, сочли его очернительским.

«Девушку с косой» представляли режиссер-дебютант Ольга Попова и актриса Полина Ауг. В Польше хорошо знают их мам — режиссера Веру Сторожеву, приезжавшую когда-то на «Спутник», и Юлию Ауг, год назад отмеченную там «за необычный актёрский талант». Свою новогоднюю историю Ольга сняла, чтобы встряхнуть этот жанр как таковой. «Мы долго искали Девушку с косой, — рассказала она. — Но когда пришла Полина Ауг, вопрос был решен. Я всегда хотела быть режиссером — пока училась, работала актрисой (а снималась Ольга у Киры Муратовой и Веры Сторожевой — С.Х.). Девять лет жизни потратила и получила два образования, чтобы стать режиссером (Ольга училась во ВГИКе и киношколе в Лос-Анджелесе — С.Х.). Съемки были экстремальными. Мороз достигал 34 градусов. У меня был стресс, когда узнала, что актриса Александра Урсуляк кувыркалась на съемочной площадке на шестом месяце беременности».

«Это одна из самых драматичных моих ролей, — рассказывает Полина Ауг. — Мне всегда дают роли без текста. После съемок хотела забрать косу себе. Не дали. Я шла по Камергерскому, где когда-то училась в Школе-студии МХАТ, откуда меня через год отчислили. Мои бывшие однокурсники не знали, что я снимаюсь. Пришлось еще месяц отвечать на вопросы. Некоторые, встретив меня с косой, прогоняли. Я люблю провоцировать людей. Мама смеялась, когда в шесть утра я черно-белая возвращалась домой».

Оказывается, по статистике в Новый год в Москве умирают больше тысячи человек. Как его встречают авторы фильма? Ольга — на даче у родителей. Полина – с мамой, бабушкой и собаками, а потом отправляется к друзьям. Она отмечает и католическое рождество, так как выросла у бабушки в Эстонии. Польских зрителей заинтересовали новогодние и рождественские традиции в России, рецепты салатов, которые у нас готовят на праздник. Пришлось отвечать на кулинарные вопросы, хотя фильм снимали о любви, а не о гастрономии. Интересно, что Девушку с косой публика воспринимала как беззащитную смерть. А авторы фильма ассоциируют ее со смертью в большом городе. Всем некогда. А тут смерть шатается. Вот ей и говорят: «Извините, у меня дедлайн. Зайди попозже». Гонят смерть от себя, а она с пониманием к этому относится в силу природной деликатности.

Оценивало конкурсную программу жюри во главе с главным редактором польского ежемесячного журнала «Кино» Анджеем Колодыньским. В его состав вошли молодой режиссёр Якуб Чекай и актриса Юлия Киёвска, известная в кинематографическом мире по картине «Соединенные штаты любви». Гран-при от жюри и приз зрительских симпатий получила «Аритмия» Бориса Хлебникова. Фильм попал в точку. В Польше идут забастовки врачей, которые, как и их российские коллеги, поставлены в трудные условия. Второй приз — у «Заложников» Резо Гигинеишвили. Дипломом отмечена «Вся наша надежда» Карена Геворкяна с участием реальных шахтеров.

Сразу несколько фильмов о балете показали в Варшаве. Понятное дело, «Матильду», поскольку главную роль в ней сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, выбранная более чем из 300 претенденток. Накануне съемок она чуть-чуть говорила по-русски, записала к тому времени диск русских песен. Ее отец – композитор Войцех Ольшански, мама – певица Агнешка Фатыга. Будучи подростком, будущая актриса и певица вела дневник, ставший в Польше бестселлером. В день показа фильма в Варшаве Михалина представляла его в Сербии. Ее соотечественники были слегка шокированы увиденным. До Польши докатилась информация о скандале вокруг о вокруг фильма, о его критике со стороны Русской православной церкви. Как было сказано на церемонии открытия «Спутника», в 11 раз Россия атакует Польшу, а «Матильда» — это ядерная атака.

Представили на спутники фильм «После тебя» Анны Матисон с Сергеем Безруковым в роли некогда знаменитого артиста балета, документальную ленту «Большой Вавилон» британского производства о трагических событиях в Большом театре, когда Сергея Филина облили кислотой, а также «Большой» Валерия Тодоровского, где главную роль сыграла балерина Маргарита Симонова из Варшавского Большого театра. Ее героиню зовут Юлия Ольшанская. Так что две Ольшанских пришлось на один «Спутник».

Валерий Тодоровский никогда не был балетоманом: «У меня нет детских воспоминаний о том, как ребенком я попал на «Щелкунчик», после чего сказал: «Вырасту и сниму про это фильм». Я всегда смотрел на Большой театр, как на что-то невероятно далекое от реальной жизни». Тем не менее, он снял фильм о том, что стоит за абсолютной красотой, несущей человеческие жертвы.

В поисках молодых героев пришлось объездить всю страну, все города, где есть театры оперы и балета, хореографические училища, включая Казахстан и Украину. «В течение года мне привозили видео, мы вызывали кого-то на пробы, но не находили сочетание балетных данных с возможностью сыграть драматическую роль. Казалось, что никогда никого не найдем. С Маргаритой Симоновой ситуация была удивительная. Мои помощники попросили ее записать видео, рассказав о себе. Когда я его посмотрел, то понял, что девушка наша. Мы проводили кастинг в Вильнюсе. Марго села за руль и приехала туда из Варшавы. Там сделали пробы, и я уже процентов на 90 был в ней уверен. Потом вызвали ее в Москву. У меня ни разу не было сомнений по поводу того, что я ошибся. Другой героиню уже и не представлял».

В Москве Маргариту никто не знал в момент выхода фильма. В Варшаве ее встретили очень тепло, зрители после показа не расходились. «Я родилась в Литве, закончила Вильнюсскую гимназию искусств, — рассказывает Маргарита Симонова. — Год танцевала в Литовском Национальном театре оперы и балета, после чего уехала в Польшу. Уже седьмой год танцую в Большом театре Варшавы. Я – корифей, танцую «Лебединое озеро». У нас постановка совершенно не классическая, поэтому нет тройки лебедей, а только двойка. Когда я прочитала сценарий, то была на сто процентов уверена, что его автор — профессиональная балерина. Как и моя героиня, я выросла в школе-интернате».

В «Хармсе» Ивана Болотникова главную роль сыграл польский театральный режиссер Войцех Урбаньски. Режиссера его герой заинтересовал как оригинальный и свободный человек, отшельник и абсолютный европеец: «Его удивительная жизнь, с одной стороны, была несчастливой, а с другой — он был счастлив, ибо всегда оставался собой».

Жюри неигрового конкурса возглавлял документалист Павел Лозинский. В его состав вошли оператор и режиссёр Войцех Старонь, снявший «Сибирский урок» и фильм «Братья», герои которого оказались в Сибири в советские времена, а также режиссёр Войцех Касперский. Он тоже не раз работал в Сибири, снимал там фильм «Икона» в одной из психиатрических больниц. В России, по его словам, есть магнетизм. Недавно Войцех проплыл всю Волгу, снимая новый фильм.

Оценивать этому жюри пришлось в основном работы наших документалисток. А победила картина «Родные» Виталия Манского – единственная, снятая мужчиной-режиссером о родственниках из Украины. Дипломами отметили фильмы: «Павленский. Голая жизнь» Дарьи Хреновой (теме русского акционизма посвятили отдельную дискуссию), «Собиратели морской травы» Марии Мурашовой, снятую на Соловках, «Слишком свободный человек» Веры Кричевской о Борисе Немцове, «Убеждения» Татьяны Чистовой, созданные совместно с Польшей и на польские деньги. Сама Татьяна говорит, что у нас никто бы на такой фильм не профинансировал. Он рассказывает о возможности, а вернее невозможности доказать свое право на альтернативную службу в армии.

Помимо кино в рамках «Спутника над Польшей» представили спектакли по произведениям русских писателей: «Собачье сердце» Михаила Булгакова и «Люди и ангелы» Виктора Шендеровича в Театре «Вспулчесны», «Настасья Филипповна» по «Идиоту» Достоевского и «Мурлин Мурло» по пьесе Николая Коляды в Театре «Атенеум». Анна Мандес-Тарасова представила свою книгу «Моя большая русская свадьба» о том, как в Париже она встретила мужчину своей мечты. А он оказался русским. После показа фильма «Про любовь» Анны Меликян прошла встреча с Иоанной Чечотт, написавшей книгу «Петербург. Город сна» о женщинах этого города — защитницах Ленинграда, балеринах, активистках ЛГБТ. Томаш Гживачески рассказал о незаконченном проекте Трансполярной железной дороги, на строительстве которой погибли тысячи узников ГУЛАГа. Команда Томаша посетила остатки бывших лагерей. Путешественники Аля и Енджей Луковские, будучи студентами, по Транссибу добрались до Байкала, ездили туда несколько раз и написали путеводитель по Прибайкалью. Магистр истории Вроцлавского университета Михал Патер прочитал лекцию о своей тунгусской экспедиции. Когда-то он организовал железнодорожное путешествие по России, отправился в тайгу и добрался до места падения тунгусского метеорита, перевала Дятлова и Дьявольского кладбища. В Планетарии «Небо Коперника» работала выставка «Отдельная реальность» Алексея Андреева. Для того, чтобы оценить его работы, нужно было надеть VR-очки. В одном из варшавских ресторанов прошли показы российских фильмов с бесплатным чаем из самовара, демонстрацией коллекции необычных русских и советских будильников. Среди детей провели конкурс на тему «Москва через 50 лет». С проектом «Плесень» выступили польская группа «Автомат», исполняющая украинские, грузинские, русские и отдельно сибирские песни в современной аранжировке.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий