Уникальный актер Владимир Ильин: «Русскому человеку всегда чего-то не хватает»

15 лет он проработал в Московском театре им. Вл.Маяковского, еще в пору Андрея Гончарова. А учился в театральном училище в Свердловске, откуда родом. Из театра безвозвратно ушел, много снимался в кино, сыграл 120 ролей. Встретил своих режиссеров — Евгения Цымбала, Никиту Михалкова, Георгия Шенгелия. Для Владимира Хотиненко стал талисманом: в «Макарове» и «Мусульманине» у него незабываемые роли. Живет Владимир Ильин уединенной жизнью, казалось бы, несовместимой с его публичной профессией. Интервью не дает. Считает, что не мастер размышлять ни о кино, ни о жизни, что умеет делать только свою работу. Живет Владимир Ильин за городом, в очень красивом месте. Рядом — старинная усадьба и храм.

Недавно он снялся в картине Элины Суни. В разговоре выяснились некоторые феноменальные детали актерской биографии Ильина.

— Он настолько рефлексирующий человек! — говорит Элина Суни. — Не любит говорить о себе и когда говорят о нем. У Ильина обостренное восприятие правды, поэтому он сразу чувствует фальшь, в том числе в словах.

— Как вам пришла идея пригласить Владимира Ильина в свой фильм? Он хоть и снимается в кино, но живет отдельной жизнью.

— Причем абсолютно сознательно. Я изначально думала про Ильина, но ассистент по актерам сказала, что он отказывается от всех предложений и сниматься не будет. Но мы все-таки отправили ему сценарий. Володя к тому времени года четыре не снимался. Буквально через два дня он мне позвонил и сказал, что ему настолько понравился материал, что он и размышлять не будет. Сразу согласился, несмотря на то, что у нас скромный, малобюджетный проект. Как он готовится к роли — отдельная история. В марте прочитал сценарий, а съемки только в июне. Но уже весной спрашивал, можно ли в какой-то реплике выбросить слово. Спустя два дня — звонок: «Элина, я решил его оставить». И так весь подготовительный период. Ювелирная работа.

— До этого вы были знакомы?

— В 2000 году по окончании Высших режиссерских курсов я написала свой первый сценарий «Галина. История жизни» вместе с Галиной Вишневской по ее книге. На роль Мстислава Ростроповича предполагался Владимир Ильин. Я ему отправила сценарий. Он прочитал, и мы встретились один раз. У нас даже запуск был, подготовительный период без всякого государственного участия. Мы поговорили, познакомились. Но в Госкино мне дважды отказали. Кто-то из экспертов написал, что все прекрасно, отличный сценарий, но доверять дебютантке большую постановочную картину не рекомендуем. Зато мы с Володей познакомились. Он сразу вызывает симпатию. Про нашу давнюю встречу не забыл. А сейчас отношения у нас сложились теплые, почти родственные. С Володей и его женой Зоей мы стали близкими людьми. К ним приезжаешь, и становится так тепло, тихая и светлая радость появляется в душе.

— Что за герой у Ильина в вашем фильме?

— Не от мира сего — блаженный, открытый и чистый, душа нараспашку. Наш главный герой, затоптавший в себе простого и искреннего человека, тоже становится таким, встретив персонажа Ильина. А в Володе все это есть и в жизни. Он — абсолютный ребенок, с детскими рефлексиями. Я вижу, что это не кокетство, не актерская игра, это его естество. Поэтому костюмчик персонажа и сел как влитой.

— На меня Владимир Ильин когда-то произвел сильное впечатление своей простотой. Мы ехали к ним домой, тогда еще в коммунальную квартиру, разговаривали…

— В его простоте есть масштаб. Есть хорошие люди, талантливые актеры. Но в последнее десятилетие людей такого масштаба, с ощущением гармонии, почти нет. Когда находишься рядом с Володей, то кажется, что это явление природы, как дождь, снег. Вроде простое и привычное, но настолько непостижимое, что дух захватывает. При этом он человек, без конца сомневающийся. На съемочной площадке постоянно спрашивает: «То ли я сделал?», «Это, наверное, плохо? Давай еще раз». То есть это муки творчества, хотя я не люблю подобных слов, роды со схватками. Ильин всегда сомневается в себе, но умеет восхищаться другими.

— Казалось бы, где Ильин и где Ростропович?

— Поскольку мы писали сценарий вместе с Вишневской, то я общалась не только с ней, но и со Славой Ростроповичем. Он требовал, чтобы его только так называли. Я была у них в Париже, Петербурге, много раз в Москве. Вишневскую многие воспринимали как гром-бабу, резкого человека с жестким характером. А она была просто птенчик, воробушек. Частушки мне пела. Ростропович называл ее Зяблик. Сам он, по устоявшемуся мнению, воспринимался как открытая душа. А Слава был гораздо сложнее, тоньше. Он был более закрытым в общении, чем Галина Павловна. Но при этом его душевная щедрость идентична ильинской. Это помимо того, что 15 лет назад у них было некоторое портретное сходство.

— Никогда бы не подумала.

— Не скажу, что у Ильина аристократическая внешность. В Ростроповиче порода чувствовалась, у него были тонкие черты. Но дело не в этом, а в том, что Ильин своей щедростью и открытостью очень на него похож. Я видела, что это прямо-таки конгруэнтное нутро и поступки Ростроповича, которые были в сценарии. Они абсолютно ложились на Ильина.

Владимир Ильин о своем герое: «Да мы просто не догадываемся о том, какое огромное количество нормальных людей сидит по кухням и мечтает о подвиге. Очень много таких людей! В нас генетически заложена потребность в чем-то, что выше простого бытового благополучия. Русскому человеку всегда чего-то не хватает, если он не герой. Лыков в «Моем лучшем друге» как раз и есть воплощение этой жажды подвига, не всегда осмысленной даже, но всепоглощающей, бескомпромиссной. Люди все равно мечтают! Потому что без этого нельзя. Без этого можно задохнуться. И мы ведь задыхаемся. Чувствуете, как не хватает нам искренности, самоотверженности? Всем нам очень не хватает любви».

Источник: mk.ru

Добавить комментарий