Жизнь на Земле появилась раньше, чем принято считать, заявили геологи

В ходе работ на канадском острове Ньюфаундленд специалисты изучали древние породы, сформировавшиеся около 3,95 миллиарда лет назад. Исследователи обнаружили в образцах множество небольших пустот, содержащих в себе графит, который, с немалой вероятностью, свидетельствует о том, что в те времена эту территорию населяли древние микроорганизмы.

Давно известно, что органические молекулы далеко не всегда могут служить прямым доказательством существования живых организмов или продуктом их деятельности. Тем не менее, зачастую по некоторым косвенным признакам можно предположить, имеют ли те или иные структуры биогенное происхождение. В данном случае в пользу такого предположения свидетельствует низкое содержание в графите углерода-13, а также тот факт, что многие элементы зёрен графита напоминают бактерии по форме.

Дальнейшее изучение образцов показало, что рекордно древние микроорганизмы, по всей вероятности, жили в солёной воде, питались водородом или органическими молекулами и в результате своей жизнедеятельности превращали углекислоту в моноксид углерода. В целом подобное описание вполне согласуется с бытующими представлениями о том, какими должны были быть первые в истории планеты живые существа.

Исследование специалистов было опубликовано в научном журнале Nature.

Долгое время считалось, что жизнь зародилась в первичном океане Земли примерно 3,4 миллиарда лет назад, однако на протяжении последних трёх лет было найдено некоторое количество свидетельств в пользу того, что это произошло ещё на триста миллионов лет раньше. Новое исследование, по мнению его авторов, позволяет «отодвинуть» эту дату на ещё более ранний период существования планеты.