Жизнь в системе TRAPPIST-1 вряд ли подобна земной, заявили астрофизики

Предполагается, что наиболее перспективными для поиска жизни являются экзопланеты в так называемой зоне обитаемости своей звезды, то есть на расстоянии от светила, на котором вода может находиться в жидком виде, не замерзая и не испаряясь. Быть может, даже важнее, чтобы сама вода на планете присутствовала в достаточных количествах (например, некоторые специалисты не теряют надежды обнаружить внеземные микроорганизмы на расположенных далеко от Солнца спутниках газовых гигантов).

Многие из семи планет в системе TRAPPIST-1 выполняют оба этих условия — учёные довольно давно выяснили, что эти космические тела находятся в зоне обитаемости своих звёзд, а позднее доказали и то, что на них есть вода.

Ранее ряд специалистов уже высказывался в пользу предположения, что некоторые из этих планет могут быть обитаемы — в прошлом году это предположение было высказано в отношении TRAPPIST-1 f и TRAPPIST-1 g, а в этом в качестве основных «претендентов» рассматривались TRAPPIST-1d и TRAPPIST-1e.

Тем не менее, авторы нового исследования предполагают, что на потенциально обитаемых планетах системы воды слишком много — в процентном отношении значительно больше, чем на Земле. При этом специалисты отмечают, что вода представляет собой лишь важную среду для взаимодействия других необходимых для жизни компонентов, и при таком её количестве других веществ может, с высокой вероятностью, не хватать. По мнению учёных, это позволяет с высокой долей вероятности предположить, что планеты в системе TRAPPIST-1 либо попросту необитаемы, либо жизнь на них значительно меньше напоминает земную, чем можно было предположить ранее.

Именно большим количеством воды авторы новой научной работы склонны объяснять неожиданно низкую плотность изученных ими планет.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Вероятный избыток воды — не единственная и, пожалуй, не основная причина, по которой многие учёные сомневаются в обитаемости системы TRAPPIST-1. Дело в том, что в центре этой системы расположен красный карлик, а звёзды такого типа могут быть источником слишком интенсивных вспышек и звёздного ветра для того, чтобы неподалёку от ней могли выжить какие либо организмы. Недавно этот тезис скептиков «проиллюстрировал» ближайший красный карлик к Земле, проксима Центавра — специалисты зафиксировали там мощную вспышку, на пике которой светимость звезды увеличилась в тысячу раз.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.