Конец света близок: почему Часы Судного дня вновь перевели вперед

Что же подвигло стрелки к часу Апокалипсиса в прошедшем 2017 году? Ученые считают, что мировые лидеры не смогли эффективно встретить в штыки угрозы ядерной войны и климатических изменений – и это ослабило безопасность землян по сравнению с 2016 годом. «Уровень угрозы нашей планете повысился максимально со времен Второй мировой войны», — пишут ученые-ядерщики, ответственные за показатели «The Doomsday Clock». В качестве подтверждения своих опасений они приводят ядерную программу Северной Кореи, противоречия между США и Россией, напряженности в Южно-Китайском море, рост ядерных арсеналов в Пакистане и Индии и неуверенность, вызываемую соглашением с Ираном.

Ученые предупреждают также о необходимости сокращения парникового эффекта, приводящего к катастрофическому потеплению нашей планеты и перечисляют некоторые технологические нарушения демократического процесса, например, такие как манипуляция выборами с целью подрыва веры в демократию. Также ученые пришли к выводу, что в 2017 году «США отступились от долговременной роли лидера мирового сообщества и сократили свою преданность поиску общепринятых решений, а также сопротивление глобальным вызовам».

Среди иных дестабилизирующих факторов ученые указывают на «жесткую риторику Дональда Трампа» и его полемику с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, его отрицание сделки с Ираном и планы его администрации по реорганизации и увеличению американского ядерного арсенала. «Ни наши союзники, ни наши противники не в состоянии надежно предсказывать действия США или понимать, когда заявления США реальны или когда они лишь пустая риторика, — пишут ученые в своем «Бюллетене». — Международная дипломатия скатилась до взаимной ругани, которая придает ей чувство нереальности и делает международную ситуацию еще более угрожающей… Мы считаем нынешнюю ситуацию именно таковой, что подчеркивает ее угрозу и незамедлительный характер этой угрозы».

Повторяю, в последний раз часы были передвинуты столь близко к «ядерной полуночи» в 1953 году после того, как США и Советский Союз испытали свое новое термоядерное оружие с промежутком в полгода. То был год окончания войны в Корее и год, когда президент Эйзенхауер провозгласил свою программу «Атом для мира». В этом году Юджин Рабинович, участник «Манхэттенского проекта» создания первой атомной бомбы, и основатель «Бюллетеня», писал: «Советский Союз произвел термоядерный взрыв после термоядерного испытания в Америке. Тем самым наступило время, которого так опасались ученые с 1945 года — время, когда две великие державы обрели силу ликвидировать цивилизацию любой другой нации».

Ученые говорят, что помимо распространения ядерного оружия и климатических изменений (последний фактор стал учитываться с 2007 года) их беспокоит быстрота технологических перемен. Они призывают мировых лидеров воспользоваться позитивом этих перемен и свести к минимуму их угрозы. Есть и другие угрозы: например, взлом компьютерных систем, которые контролируют финансовые и энергетические инфраструктуры, развитие «автономного оружия», которое способно принимать «убийственные решения» без человеческого вмешательства и злоупотребление синтетической биологией, включая редактуру генов.

«Часы Страшного Суда» имеют своих критиков. Некоторые из них утверждают, что предупреждение людей о грозящей им опасности может вызвать «политический паралич». Другие ставят под сомнение выводы, которые делают ученые, передвигающие стрелки часов. Так, например, они проявили непонятное равнодушие к Кубинскому ядерному кризису 1962 года, который как никогда близко подвел США и Советский Союз к черте ядерной войны.

Лоуренс Краусс, космолог Аризонского университета и один из атомных «часовщиков», в интервью газете «Нью-Йорк таймс», данном в конце прошлой недели, говорит что «трудно сравнивать в абсолютном порядке день сегодняшний с 1953 годом. Но куда важнее точно установить насколько стрелки «часов» удалены от апокалиптической полуночи. Является ли в этом смысле этот год опаснее предыдущего?»

Краусс признает, что в годину фейковых новостей «критики «часов Судного Дня» могут объявить ученых политически заангажированными. «Люди могут сказать, что все это сплошное жульничество. Но наша цель подстигнут общественные дебаты, призвать людей к активности. Часы подчеркивают жизненную угрозу человечеству, о которой в течение года люди обычно не говорят».

Беатриса Фин, исполнительный директор Международного движения за ликвидацию ядерного оружия, в 2017 году получившего Нобелевскую премию мира, говорит, что продвижение к полуночи стрелок «Часов Страшного Суда» «глубоко озабочивает», ибо показывает как близко подошло человечество к трагической черте ядерного Апокалипсиса. Выступая на Давосском форуме, госпожа Фин заявила: «За последние годы риск использования ядерного оружия исключительно возрос. Бездействие не должно служить опцией. Без ядерного разоружения это оружие рано или поздно будет использовано».

«Часы Конца Света» тикают и предупреждают нас об этом.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий