Будущее музеев — в их разнообразии


Мнение

Архитектор Антонио Ортиз — о внешнем облике и внутренней сути галерей XXI века

На днях в Москве прошел ежегодный фестиваль «Интермузей», посвященный развитию музейных институций. В преддверии этого мероприятия «Институт русского реалистического искусства» пригласил меня прочитать лекцию о музее будущего. Как архитектор с 45-летним стажем я неоднократно размышлял о том, как должны выглядеть музеи XXI века. Но так и не пришел к однозначному ответу. Почему же это такой сложный вопрос?

Всего несколько лет назад было трудно представить, что такое количество промышленных предприятий превратятся в музейные комплексы. А теперь фабрики и бывшие заводы все чаще переоборудуются в галереи, выставочные пространства, и это уже не кажется нам чем-то необычным. Глядя на этот процесс, сложно предположить, где еще найдет пристанище современное искусство. Хотел бы знать ответ на этот вопрос, но — увы.

Однако, общая тенденция понятна: современный подход к искусству подарил музеям невиданную прежде свободу. Даже у знаменитых академических институций все чаще открываются новые пространства для временных экспозиций и выставок, и далеко не всегда эти помещения примыкают к основному зданию музея.

Затрудняюсь сказать, какие комплексы в дальнейшем будут больше востребованы посетителями — исторические или новые. На мой взгляд, здание вообще не имеет значения, потому что в первую очередь вы приходите смотреть саму экспозицию, и лишь это должно вас привлекать, а не помещение музея.

В музейной архитектуре сегодня ценится, когда все помещения, в которых располагается коллекция, выдержаны в едином стиле. При реконструкции «Рейксмузеума» в Амстердаме мы следовали этому принципу. Главная особенность его нынешнего облика — единообразие без заметного присутствия архитектора. Могу с уверенностью назвать это будущим трендом. Не архитектура залов и антураж, а сами произведения искусства должны играть ведущую роль.

Пока же в больших музеях нередко можно обнаружить совершенно разное оформление и несочетаемые цвета. И все может кардинально измениться в любой момент — например, с приходом нового директора. Захочет новый руководитель — и цвет стен станет более единообразным. Но это и хорошо, если интерьер можно модернизировать каждые 2-3 года. И именно об этом надо говорить, обсуждая облик музея, а не о музейных зданиях.

Конечно, есть и противники моего подхода. Можно привести в пример архитектуру Захи Хадид. Я отношусь с уважением к ее работам, но, тем не менее, считаю, что текучие формы не подходят для музея. Да, иногда нужна динамика, а иногда — нет. Но, в любом случае, это смещает акцент с самых произведений искусства на работу архитектора.

Есть и еще одна важная тенденция. Сегодня музеи и выставочные залы становятся не только пространством искусства, но также и местом, где можно выпить кофе, купить книгу, пообщаться. Я считаю, что в этом случае произведения искусства теряют свою особую ауру, а посещение музея теряет свой первоначальный смысл. Но я не говорю, что это плохо. Скорее, это просто один из вариантов развития. В таком случае музейное пространство становится не домом искусства, а центром времяпрепровождения. Именно в этом направлении идут большинство современных выставочных пространств — когда одна выставка сменяется другой, постоянная экспозиция отсутствует, зато есть различные формы досуга для посетителей. Московский музей современного искусства «Гараж» — как раз пример такого подхода.

Итак, у нас есть классические музеи в старинных исторических зданиях, новомодные арт-пространства, организованные в помещениях бывших заводов, оригинальные постройки выдающихся архитекторов, и еще много всяких смежных вариантов… Так какой же из них будет доминировать в будущем? И тут мы приходим к выводу, что музей будущего просто не может быть органичен каким-либо одним форматом. Вместо этого мы увидим все больше различных подходов к организации музейных помещений — как внутри, так и снаружи.

Бесконечное разнообразие — это, пожалуй, и есть ключевая характеристика музеев будущего.

Автор — испанский архитектор, соавтор проекта реконструкции «Рейксмузеума» в Амстердаме

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий