Краснокнижный яд для дачника

Жители Подмосковья страдают от укусов гадюк, однако этих змей не собираются исключать из Красной книги

Последствием раннего схода снега этой весной стала преждевременная активность змей — в Подмосковье их впервые заметили 12 марта, хотя обычно они появляются в начале апреля. Ядовитые змеи превратились в настоящий бич дачников, которые жалуются, что с каждым годом змей становится всё больше. Нападению подвергаются и люди, и домашние животные, вывезенные на лето на природу. Однако в некоторых субъектах, в том числе и в Подмосковье, гадюка обыкновенная (единственный вид обитающих здесь ядовитых змей) внесена в региональную Красную книгу, поэтому отлову не подлежит.

Какова сейчас численность гадюк в том же Подмосковье — доподлинно не известно, но с 1978 года эти змеи считаются в регионе не просто редким, а уязвимым видом.

— Обыкновенная гадюка внесена в первое издание Красной книги Московской области (МО) в связи с низкой численностью в последние десятилетия, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Министерства экологии и природопользования региона.

Однако если еще 15 лет назад гадюк можно было встретить только в лесу, то сейчас они спокойно ползают по дачным поселкам и время от времени кусают жителей.

— Почти все владельцы садовых участков за сезон не раз видят их у себя в огороде, — рассказала «Известиям» председатель одного из садоводческих товариществ Орехово-Зуевского района Московской области Наталья Малясова. — В этом году поступили уже десятки жалоб от садоводов на то, что по их участкам ползают змеи. Люди выкашивают траву, чтобы гадюкам негде было скрыться. Но их это не отпугивает. В прошлом году гадюка укусила за руку одного из наших садоводов, когда он рвал траву под кустами. Мужчину экстренно госпитализировали. Ежегодно покусанными оказываются домашние питомцы.

Жители отмечают, что змей совершенно не тревожит присутствие человека — они даже не пытаются уползти.

— Год назад возле водоема, где в тот момент отдыхало много людей, гадюка укусила подростка, и его забрала «скорая». Получается, что змеи не боятся шумных мест, — сообщила дачница из Талдомского района МО Светлана Качалова.

Дачники беспокоятся за детей и пенсионеров — основных жителей садоводств. Часто участки расположены на значительном удалении от населенных пунктов. Последние километры дороги до садоводческих товариществ, как правило, грунтовые, ехать приходится очень медленно, так что скорая помощь добирается до пострадавших не меньше часа.

Несмотря на то что гадюка обыкновенная широко распространена от севера Тульской области до территорий за полярным кругом в Мурманской области и практически повсеместно с востока на запад России, чаще всего страдают от соседства с ней именно владельцы дач.

— В городах и деревнях основная часть змей была давно уничтожена, — пояснил «Известиям» серпентолог, научный сотрудник Института биоорганической химии РАН Владислав Старков. — Раньше в Москве змеи жили на территории Ленинских гор, в Коломенском, Измайлове. Сейчас остались только в парке Лосиный остров. Дачникам же давали участки на осушенных болотах, где они теперь кормят комаров и пытаются обрабатывать бедную почву. Вокруг дач прокладывают дренажные каналы, которые являются хорошими нерестилищами для лягушек. А это пища гадюк. На дачных помойках селятся птицы, мыши — это тоже корм для гадюк. Змеи приноровились зимовать в кучах мусора, которые окружают садоводства.

Распространению змей также способствует появление в регионе бобров, которые запруживают дренажные каналы. По мнению эксперта, негативную роль сыграло и затопление торфяников.

По свидетельству Владислава Старкова, ежегодно отслеживающего состояние популяции в Подмосковье и других регионах, гадюки в Московской области водятся сейчас в изобилии, и можно было бы вполне разрешить их отлов. Самые змеиные места расположены на востоке региона, в Мещерской низменности. Кроме того, гадюка обыкновенная распространена в Верхневолжской низменности, к которой относятся Талдомский, Клинский, Дмитровский, Лотошинский районы и часть Волоколамского.

В Минэкологии МО на запрос «Известий» ответили, что не располагают актуальными данными о численности гадюк. В ведомстве ссылаются на информацию действующего издания Красной книги (2008 года).

— Сейчас ситуация с видом в области в целом существенно не изменилась, оснований для исключения обыкновенной гадюки из Красной книги Московской области, по оценкам экспертов, не имеется, — уточнили в пресс-службе ведомства.

В Советском Союзе было восемь серпентариев, но они не пережили перестройку. Сейчас в стране остался всего один — в Новосибирске. Он заготавливает яд гадюк на экспорт и для собственного производства лечебных мазей и противогадючьей сыворотки. Между тем серпентарии спонсировали отлов гадюк. Это самый разумный способ регулирования численности змей с получением от них пользы.

— Змей можно было бы добывать в разных регионах, собирать огромное количество яда. Из яда гадюк уже выделено 50 фракций. Но чтобы его использовать, нужно развивать науку, вкладывать в нее средства. А расходы на нее только сокращаются, — отметил Владислав Старков.

Помимо Подмосковья гадюк очень много в Тверской, Ярославской, Псковской, Новгородской областях.

Серпентолог уточнил, что яд гадюки обыкновенной более токсичный, чем гюрзы. Но доза, попадающая в организм при укусе гадюки, очень мала — в среднем 7–8 мг (железы гюрзы содержат 150–300 мг яда). Только у очень крупных гадюк яда может быть больше. Отдельные экземпляры могут содержать до 25 мг — это смертельно для человека.

Главный токсиколог Минздрава РФ Юрий Остапенко отметил, что с последствиями укуса гадюки обыкновенной обычно удается справиться. Антигадючья сыворотка входит в список жизненно необходимых лекарственных средств и должна быть в распоряжении стационаров. Но в легких и средних по тяжести случаях — при укусе за конечность и небольшом отеке — ее не рекомендуется вводить. Однако встреча с гадюкой может иметь и тяжелые последствия.

— На укус змеи может развиться анафилактический шок. Это очень опасно, особенно если всё произошло на природе, где возможности спасти человека крайне ограничены. Укус змеи также может быть опасен, если он пришелся на туловище, область шеи и головы. Может наступить асфиксия в результате отека шеи, — отметил Юрий Остапенко.

Как пояснили «Известиям» в Министерстве здравоохранения РФ, статистика случаев укуса людей ядовитыми змеями в ведомстве не ведется. Роспотребнадзор также не считает укушенных, потому что змеи не являются разносчиками инфекций. В подмосковном МЧС «Известиям» сообщили, что укусы гадюк не считаются чрезвычайными происшествиями, поэтому данных в ведомстве нет.

Подсчет укушенных ведут только региональные минздравы. Однако корректность этих данных вызывает вопросы, потому что статистика подмосковного ведомства не отразила оба происшествия, указанные дачниками, хотя в обоих случаях пострадавшие обратились за помощью к местным медикам.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минздрава Московской области, в 2015 году было зарегистрировано девять случаев укусов змей, в том числе восемь в Клинском и один — в Волоколамском районе. В 2016-м ведомство зафиксировало шесть укусов, все — в Клинском районе. В этом году обращений не поступало.

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий