Малому бизнесу в Москве не нашлось места

Малому бизнесу в Москве не нашлось места

Более 20% предпринимательских проектов в столице закрываются в течение года после открытия

В Москве в 2016 году практически каждая пятая небольшая компания в сфере потребительских услуг закрылась, не проработав и года. Основные причины этого – высокая арендная плата, налоги и снижение платежеспособности населения. Такие выводы сделаны по итогам исследования, проведенного Московским отделением «Опоры России».

Специалисты «Опоры России» опросили около 100 экономистов и участников рынка (от владельцев небольшого бизнеса до представителей сетевых компаний) в сфере потребительских услуг. Опрос проводился в конце апреля этого года. По мнению экспертов, начиная с кризиса 2014 года столичный рынок потребительских услуг в сопоставимых ценах упал на 15–20%. Больше всего пострадали предприниматели, занимающиеся общепитом. В Москве чаще всего закрываются рестораны и кафе. Не лучше обстоят дела у парикмахерских, металлоремонтных мастерских и ателье по пошиву и ремонту одежды.

По данным исследования, входящий оборот предприятий малого бизнеса, оказывающих услуги населению, только за 2016 год сократился на 8–10%, из-за чего в Москве уменьшилось количество предоставляемых услуг. Например, химчистки начали отказываться от некоторых видов чистки одежды, требующих большого количества дорогих реагентов иностранного производства. А салоны красоты и парикмахерские стали сокращать количество процедур, где используется дорогостоящая косметика из-за рубежа.

— В сфере бытовых услуг в Москве работает до 20 тысяч малых предприятий, — рассказал «Известиям» председатель Института МИРБИС Джомарт Алиев. — Этим бизнесом стремятся заняться многие, так как он не требует серьезных капиталовложений на старте и кажется всем понятным. В этом кроется опасность. Мало кто учитывает, что такой бизнес — один из самых низкомаржинальных и рискованных. Прибыль в 10% считается отличной.

Именно по этой причине разоряются новички. В малом бизнесе важно не только хорошо ремонтировать одежду или автомобили, но и верно рассчитать доходность, а это не все умеют делать.

Руководитель Комитета по бытовому обслуживанию Московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов рассказал «Известиям», что столичные предприятия бытовых услуг «находятся в финансовых тисках».

— С апреля 2016-го по апрель этого года зарегистрировано падение реальных доходов населения на 8%, — пояснил эксперт. – Примерно на столько же упал оборот предприятий бытовых услуг. Москвичи начали экономить. Например, в салонах красоты и парикмахерских сейчас упал спрос на дорогие услуги — даже дамы начали экономить на массаже, стрижках и педикюре.

В то же время, по мнению участников рынка, издержки предпринимателей непрерывно увеличиваются.

— С 2015 года компании, имеющие недвижимость и применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), начали платить налог на имущество, — пояснил Дмитрий Несветов. — УСН задумывалась для того, чтобы освободить малый бизнес от главных налогов — на прибыль и на имущество. Но московские власти пробили поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие выплату налога на имущество организаций. Новшество должно было привести к разукрупнению серьезных арендодателей, но в итоге оно ударило по малому бизнесу. Особенно сильно пострадали те предприниматели, которые выкупили недвижимость в 1990-х по льготной цене.

По словам владельца сети ресторанов Алексея Петропольского, арендная плата в Москве давно стала основной статьей расходов для владельцев точек общепита.

— В 2016 году до 30% ресторанов закрылись или переформатировались из-за высокой арендной платы, — рассказал он «Известиям». — Аренда квадратного метра в помещении, подходящем для ресторанного бизнеса, на территории от Третьего Транспортного кольца до МКАД стоит от 20 до 30 тысяч рублей в год. В центре города цена серьезно возрастает — в десять раз и выше.

По мнению экспертов, из-за этого в 2016 году была зарегистрирована тревожная тенденция — малые предприятия бытовых услуг стали предлагать крупным сетевым игрокам купить свой бизнес.

— Объем предложений по слияниям и поглощениям вырос более чем в три раза, — отметил Дмитрий Несветов. — Причем предлагают себя на продажу не только отдельные фирмы, имеющие одну точку, но и небольшие сети.

По мнению экспертов, если тенденция сохранится, малые предприятия продолжат разоряться, а их работники уйдут в тень. Например, автомобильные мастера предпочтут индивидуально чинить машины в своем гараже, парикмахеры и портные — принимать клиентов на дому. Такой вид деятельности поможет востребованным профессионалам выжить, сократив издержки практически до нуля.

Источник: izvestia.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика