Дети из бедных семей хуже развиваются из-за недоедания, окружения и поведения родителей

В недавнем исследовании, проведенном в Бангладеш, было доказано, что бедность негативно влияет на развитие мозга детей не только оттого, что в бедных семьях детей меньше и хуже кормят и они чаще болеют. 

 Шахрия Хафиз Какон (Shahria Hafiz Kakon) исследовали детей из трущоб в столице Бангладеш Дакке. Это дети из беднейших семей, они недоедают с младенчества, они ниже ростом, чем их благополучные сверстники. Но Какон интересовало, как окружение, диета и бедность влияет на умственное развитие детей и на рост их мозга.Она и ее коллеги провели МРТ-сканирование мозга и сделали ЭЭГ 130 детям от двух месяцев до трех лет, многие из которых отставали и по росту, и по развитию. Исследователи также создали комнату для функциональной инфракрасной спектроскопии (fNIRS), во время которой детям надевают сеть из датчиков, регистрирующих кровоток в головном мозге. Эта методика дает информацию о деятельности мозга, подобной той, которая получена при помощи МРТ, но не требует громоздкой аппаратуры, и во время процедуры дети не должны оставаться неподвижными. FNIRS используется у младенцев с конца 1990-х годов.

Оказалось, что все обследованные дети с отставанием в росте имели гораздо меньшие объемы серого вещества головного мозга в областях, отвечающих за языковое развитие и визуальную память, чем дети того же возраста без отставания в росте из контрольной группы. Чем сильнее было отставание в росте, тем больше у детей было мозговой активности в ответ на образы и звуки не социальных стимулов, таких как грузовики. Дети с более высоким ростом больше реагировали на социальные стимулы, такие как женские лица. Этот эксперимент показал, что бедность, плохое питание и недостаточное внимание родителей, негативно влияет на развитие областей мозга, отвечающих за социальные навыки и память.

Исследования влияния бедности на развитие детей ведутся уже давно, причем в них однозначно устанавливается связь между нищетой и заторможенным развитием ребенка. В этом нет ничего удивительного, так как чаще всего в семьях, находящихся на грани нищеты, детям уделяется катастрофически мало внимания, а негативные поведенческие паттерны копируются из поколения в поколение.

Бедные родители обычно значительно реже разговаривают с детьми и читают им, реже покупают соответствующие возрасту игрушки, родители реже и менее полно отвечают на вопросы детей, что значительно тормозит развитие ребенка. Родительские отношения с детьми в очень бедных семьях чаще всего не отличаются особой теплотой и привязанностью. К тому же бедные родители намного чаще наказывают детей физически и в целом довольно жестоки к детям, это тоже вредит умственному и эмоциональному развитию детей. Родители в бедных семьях чаще отличаются пренебрегающим или авторитарным стилем воспитания и реже — авторитетным. Похоже, что некоторые из паттернов поведения родителей становятся реакцией на экстраординарный стресс и специфические требования бедного окружения. Известно, те родители, которые живут в бедности и, тем не менее, имеют достаточную социальную поддержку, гораздо реже жестоко наказывают своих детей или проявляют к ним равнодушие. В некоторой степени более жесткая дисциплина и акцент на послушании, которые наблюдаются у бедных родителей, можно считать естественной реакцией на реальность жизни в очень бедном квартале, считает Сюзан Майер (Susan E. Mayer), доцент в Школе изучения государственной политики Харриса в Чикагском университете (Harris School of Public Policy Studies at the University of Chicago).

МедНовости недавно писали об аналогичном исследовании, в котором приняли участие австралийские подростки из неблагополучных семей. Это исследование показало, что в бедных проблемных семьях подростки развиваются хуже своих сверстников, причем это «хуже» можно измерить точными инструментами, исследующими мозг. При этом некоторые эффекты этого плохого развития компенсируются положительной обратной связью от родителей. Если семья ребенка очень бедна, но родители его любят и поддерживают, то у него лучше развивается мозг, компенсируя негативные эффекты плохих районов. Если же у подростков мужского пола плохие отношения с матерью, то их мозг развивается значительно хуже, причем этот процесс можно отследить при помощи МРТ.

Исследования того, как именно бедность влияет на развитие ребенка, проводились неоднократно. В результате было достоверно доказано, что дети из бедных семей имеют более низкий IQ и худшую успеваемость в школе, менее развитые моторные навыки и память, а также слабые языковые способности и меньший словарный запас по сравнению с детьми из более благополучных и обеспеченных хотя бы на среднем уровне семей. А недавнее исследование Марты Фарах (Martha Farah), когнитивного нейробиолога из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), показало, что дети из неблагополучных малообеспеченных семей имеют и изменения в структуре мозга, которые сказываются на их дальнейшей неблагополучной жизни. Причем некоторые различия в строении мозга наблюдаются уже в возрасте одного месяца.

Источник: medportal.ru

Добавить комментарий