Выбираем медицинскую информационную систему: какие ошибки допускают главврачи при покупке МИС

Подбор медицинской информационной системы (МИС) – одно из самых непростых управленческих решений для главврачей и собственников медбизнеса. В отличие от политики, выбирать приходится из десятков «кандидатов» с разными возможностями. Как распознать правильную МИС, чтобы лет через пять не пришлось покупать программу заново? Разбираем ошибки вместе со специалистами компании Master Lab, которая оснастила своей информационной системой MedWork более 500 российских медучреждений, включая Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени С.Н. Фёдорова и ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» Министерства здравоохранения РФ.

Ошибка 1. Искать быстрые решения

Стоит ли доверять тому, кто обещает быстро и легко избавить от всех проблем? Если нет, то можно ли надеяться, что существует готовая система, решающая все стоящие перед клиникой задачи?

Компании, агитирующие за коробочные решения при покупке МИС, на самом деле вынуждают медучреждение подстраивать устоявшиеся бизнес-процессы под чужие разработки. На другом полюсе – разработчики, которые растягивают проекты на несколько лет, не только не облегчая, но и затормаживая оперативную деятельность медучреждения. Где же золотая середина?

«Соглашусь, лучшей готовой программы не существует, но мы уже много раз доказывали, что можем её создать, – говорит руководитель департамента по работе с клиентами и партнёрами компании Master Lab Сергей Клименко. – Практика показывает, что большинство медицинских учреждений имеют схожие процессы, и опытному разработчику нет необходимости каждый раз изобретать колесо. Однако сотрудничество с заказчиком должно начинаться с определения всех индивидуальных потребностей. Диалог с руководством помогает понять, какие из задач решают существующие компоненты нашего программного обеспечения, а в каких случаях нужно доработать систему».

Такой подход позволяет существенно сократить сроки внедрения. Опыт компании Master Lab свидетельствует о том, что для старта базового функционала необходимо всего три – пять дней (после подписания договора). Полная автоматизация среднестатистической городской поликлиники или многопрофильного медицинского центра, состоящего из 20–30 кабинетов, занимает в среднем два месяца.

Ошибка 2. Выбирать из двух зол

Автоматизация медицинского учреждения должна учитывать интересы всех участников процесса. И если заказчика заставляют выбирать, для кого – пациента, врача или руководства – в первую очередь разрабатывается МИС, значит, у исполнителя недостаточно опыта, чтобы подойти к решению задачи системно.

После внедрения медицинской информационной системы в выигрыше должны быть. В частности, время первичного оформления в регистратуре сокращается в три – четыре раза, то есть до двух минут. Это ликвидирует очередь, особенно если запуск системы сопровождается подключением к специализированному интернет-сайту. Примером может служить портал medihost.ru компании Master Lab, устанавливающий контакт между пациентом и клиникой. На сайте есть база медучреждений, с помощью которой можно выбрать нужного специалиста, удобное время посещения и записаться на приём, не выходя из дома.

Автоматизация создаст комфортные условия для работы врачей. Медработники будут видеть всех записанных на приём, смогут посмотреть переведённую в электронный вид амбулаторную карту пациента, а в случае необходимости записать его к другому специалисту. Все отчётные документы формируются автоматически. Это избавляет персонал от необходимости заполнять множество бумаг, а освободившееся время врачи могут потратить на более качественное обследование пациента.

Повышается эффективность решений руководства клиники, поскольку МИС открывает новые возможности в управлении. Как отметил главврач московского лечебно-оздоровительного центра «10» Ольга Воронкова, система делает все процессы прозрачными: «Я в режиме реального времени могу отслеживать деятельность любого подразделения. Например, посмотреть загрузку специалистов разного профиля. И это не просто контроль, но и своего рода подсказка: что нам лучше развивать в будущем».

Ошибка 3. Ставить на темную лошадку

Внедрение МИС – это стратегический шаг, ведь даже президентский срок не так уж долог по сравнению со временем эксплуатации информационной системы. А значит, цена ошибки вырастает в разы. Так что же нужно учитывать, делая выбор с перспективой на десятилетия?

«Лучшее решение должно сочетать в себе две противоположности: стабильность надёжного разработчика и гибкость изменяемой программы, – считает Сергей Клименко. – О надёжности свидетельствуют не только отзывы о самой программе, но наличие последующей технической поддержки. Например, у нас она реализуется через круглосуточно функционирующий кол-центр. Гибкость же должна проявляться в готовности системы жить и развиваться вместе с компанией. Она не может закостенеть после внедрения».

Создатели MedWork замечают, что здравоохранение – это сфера, подверженная постоянным трансформациям, поэтому важно учитывать, насколько адаптивна МИС в эксплуатации. Разработчики должны обеспечить возможность внесения корректировок, если этого потребуют новые нормативы, законы, критерии работы, техники, а также если внутри компании произойдут функциональные изменения.

«Мы использовали принцип конструктора, – говорит руководитель проекта MedWork Алексей Лоев. – В систему встроен редактор, поэтому небольшие корректировки пользователь при необходимости может внести сам, воспользовавшись инструкцией специалиста службы поддержки. В частности, легко и быстро заменить поле, добавить надпись, убрать кнопку или целый функционал».

Взглянув под разными углами на «кандидатов», понимаешь, что современный бизнес (в том числе медицинский) становится всё менее интуитивным. Автоматизация позволяет компании повышать свою эффективность на основе систематизации массы данных. Только вот за тот или иной выбор самой информационной системы тоже надо «голосовать» не интуитивно, а после серьёзного её изучения.

Источник: medportal.ru

Добавить комментарий