Кого любят Канны: самые обласканные участники конкурса этого года

Во Франции открывается юбилейный, 70-й Каннский кинофестиваль. Определять фаворитов смотра до его начала — дело бессмысленное и неблагодарное. Тем более что выбор жюри последних лет чаще удивлял, а то и разочаровывал критиков и гостей. Но так уж получилось, что у Каннского фестиваля есть свои любимчики — режиссеры и актеры, которые регулярно попадают в основную конкурсную программу и чаще других получают призы.

В этом году в основном конкурсе представлены только опытные режиссеры, большинство из которых участвуют в фестивале не первый раз. Так что имеет смысл присмотреться, к кому из них Канны бывают особенно благосклонны и чьи фильмы здесь редко остаются без наград.

Есть всего семь режиссеров, которым удавалось стать дважды обладателем главной награды Канн — «Золотой пальмовой ветви». И один из них участвует в конкурсе этого года. 75-летний мастер психологической драмы австриец Михаэль Ханеке вступил в «почетный клуб двукратных» совсем недавно с фильмами «Белая лента» (2009) и «Любовь» (2012). До этого он получил гран-при жюри за «Пианистку» и награду лучшему режиссеру за фильм «Скрытое».

Сюжет его нового фильма «Хеппи-энд» касается традиционно актуальной темы взаимоотношений «коренных» европейцев и иммигрантов. В нем Ханеке вновь работает с актерами-патриархами европейского кино, которые уже приносили ему удачу в Каннах. У Изабель Юппер есть две награды фестиваля за лучшую женскую роль, в том числе за фильм Ханеке «Пианистка». Жан-Луи Трентиньян персонально награждался в Каннах еще в 1969 году. 

Режиссер Михаэль Ханеке получил главный приз — «Золотую пальмовую ветвь» — 62-го Каннского кинофестиваля

По всем приметам «Хеппи-энд» выглядит одним из главных претендентов на награды, но едва ли жюри во главе с Педро Альмадоваром отважится вручить Ханеке третью «Золотую пальмовую ветвь» за последние восемь лет. Тем более что такой чести в истории фестиваля не удостаивался еще ни один режиссер. В то же время среди участников этого года немало тех, кто уже не раз безуспешно претендовал на награду: в их числе, например, Франсуа Озон, Мишель Хазанавичюс, Хон Сан-Су и Сергей Лозница.

Плодовитый 73-летний французский режиссер Жак Дуайон, бывший муж Джейн Биркин, — еще один ветеран Канн. Дуайоном восторгался еще Франсуа Трюффо, а свой первый фильм он снял в начале 70-х в компании культового режиссера «новой волны» Алена Рене и сценариста Жебе, одного из основателей «Шарли Эбдо». Впервые Дуайон участвовал в основном конкурсе Канн в 1979 году и получил «Премию молодежного кино». С тех пор он приезжал в сюда не раз, и в 2004-м был назван здесь французским кинематографистом года.

Новый фильм Дуайона «Роден», рассказывающий историю запутанных и трагических отношений знаменитого скульптора и его молодой ученицы Камиллы Клодель, — один из четырех французских фильмов в конкурсе, а Канны нередко отмечают соотечественников. В последний раз французский фильм получал «Золотую пальмовую ветвь» в позапрошлом году — это был «Дипан» Жака Одиара.  

Японка Наоми Кавасэ участвует в основном конкурсе Канн уже в пятый раз. В 1997-м здесь был отмечен наградой ее дебют, драма «Сузаку», десять лет спустя Гран-при фестиваля достался картине «Траурный лес». Кавасэ выпускает фильмы почти каждый год, и они всегда участвуют в конкурсах престижных мировых фестивалей и получают призы. 

Ее работы и правда соответствуют представлениям зрителей о фестивальном кино: в основном это спокойные, неторопливые, атмосферные драмы с внешне не самыми примечательными героями, которые пытаются разобраться в себе, друг друге и окружающем их мире. В России ее фильмы пользуются популярностью у любителей романтичного и философского азиатского кино.

43-летний Йоргос Лантимос — главное кинооткрытие Греции последних лет. В 2009-м его картина «Клык» победила в каннской программе «Особый взгляд», а наделавший много шума два года назад «Лобстер» с Колином Фарреллом в главной роли получил приз жюри. Фаррелл отметился и в новой работе Лантимоса «Убийство священного оленя», где его партнером стала Николь Кидман. Интересно, что этот же актерский дуэт фигурирует и в еще одном фильме — участнике конкурса —  «Роковом искушении» Софии Копполы. 

Кадр из фильма «Альпы» (Alps), режиссер Йоргос Лантимос (Yorgos Lanthimos)

Свежие, парадоксальные, антиутопические истории Лантимоса служат материалом для  исследования человеческой природы и пользуются вниманием не только фестивальных зрителей. «Лобстер», например, был номинирован на «Оскар» и успешно выступил в мировом прокате. «Странное кино со звездами» — так характеризуют формулу успеха Лантимоса журналисты, и его новый фильм внешне повторяет ее. По данным СМИ, «Убийство священного оленя» находится на первом месте в рейтинге ожидания французских критиков.

Андрей Звягинцев — один из самых титулованных режиссеров своего поколения и самый успешный на западе российский режиссер авторского кино. Каждый его фильм отмечен значимыми мировыми наградами. Его дебютное «Возвращение» победило на фестивале в Венеции. За роль в «Изгнании» в Каннах был награжден актер Константин Лавроненко. «Елена» участвовала в каннском конкурсе «Особый взгляд» и была удостоена приза жюри. «Левиафан» взял в Каннах награду за лучший сценарий, а позже был отмечен «Золотым глобусом» и номинацией на «Оскар». Фильмы Звягинцева регулярно выходят в мировой прокат и пользуются огромным спросом у международной аудитории.

«Нелюбовь» будет показана в конкурсе первой, и в случае успеха в Каннах поможет закрепить за Звягинцевым звание одного из самых талантливых кинолетописцев своего времени. 

Источник: ria.ru

Добавить комментарий