Нейрофизиологи представили доказательство, что собаки умнее кошек

Известно, что мозг живого существа требует очень много энергии, поэтому большое количество нейронов не всегда является преимуществом. Тем не менее, чтобы добыть пропитание, хищникам часто необходимо быть, в том числе, и хитрее своей добычи, поэтому специалисты предположили, что в их мозге может располагаться больше нейронов. Ещё одним аргументом в пользу этого предложения был тот факт, что мясо является более «выгодной» с точки зрения получаемой энергии пищей, чем растения. В то же время, направить все ресурсы организма на мозг хищники позволить себе не могут, поскольку им нужны силы и для охоты. Чтобы проверить, как много нейронов «могут себе позволить» представители различных биологических видов, авторы нового исследования изучили мозг многих животных. Как оказалось, соотношение массы мозга и количества нейронов в его коре у большинства хищников было таким же, как и у парнокопытных животных, то есть довольно типичных представителей травоядных. Результаты касались, в том числе, кошек, мангустов, гиен, львов и многих пород собак.

Впрочем, среди мелких и средних хищников нашёлся ряд исключений. Одним из наиболее ярких примеров оказались золотые ретриверы — по количеству нейронов эти собаки превзошли полосатых гиен, фриканских львов и даже бурых медведей, обладающих втрое большей площадью коры головного мозга. Впрочем, бурым медведям, несмотря на самый большой мозг среди всех исследованных животных, по количеству нейронов не удалось обойти и кошек, кора головного мозга которых меньше в 10 раз.

Ещё больше специалистов, опубликовавших своё исследование в журнале Frontiers in Neuroanatomy, удивили еноты — по количеству нейронов в мозге эти животные могли посоревноваться с собаками, а располагались они практически настолько же плотно, как у приматов.

Ранее проведённые исследования свидетельствуют, что «на практике» недооценивать ум кошек не следует. Например, в прошлом году японские специалисты из Киотского университета провели серию экспериментов, в ходе которых перед кошками сначала трясли коробку, а затем переворачивали её. Если первоначально из коробок доносился грохот, а затем из неё выпадал мячик, кошек это заинтересовывало, однако ещё активнее они реагировали, если события развивались менее «логично» — мячик выпадал из «бесшумной» коробки или, напротив, грохот при тряске раздавался, однако из перевёрнутой коробки ничего не выпадало. По мнению специалистов, кошки в подобной ситуации испытывали «недоумение», причём подобная реакция требует понимания физических законов мира и концепции причинно-следственных связей. Эксперименты, проведённые другой группой специалистов, показали, что кошки не уступают собакам и в умении запоминать информацию.

Самое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.