Трехмерный мир как тень: физики приблизились к пониманию четвертого измерения

В привычном нам трёхмерном пространстве можно двигаться вперёд и назад, вверх и вниз, а также вправо и влево. Теоретически, чтобы «попасть» в четвёртое измерение, нужно было бы сделать шаг в направлении, для которого не существует даже слова — оно должно быть перпендикулярно каждому из вышеописанных. Порой «четвёртым измерением» называют время, однако в данном случае специалистов интересовало именно многомерное пространство, существующее лишь в некоторых физических моделях, но не в реальности.

Учёные задумались над тем, что трёхмерный объект можно рассматривать как «тень» четырёхмерного по тому же принципу, по которому сами трёхмерные предметы отбрасывают двухмерные тени.

Суть квантового эффекта Холла состоит в том, что электроны, расположенные в практически двухмерном пространстве, при близкой к абсолютному нулю температуре и воздействии сильного магнитного поля приобретают свойства, не зависящие от прочих факторов. В ходе новых экспериментов похожее явление удалось наблюдать, охладив атомы до очень низкой температуры, а затем восстановив их движение при помощи лазерных лучей. Как утверждается, это впервые позволило экспериментально изучить свойства четвёртого измерения.

Специалисты не исключают, дальнейшие исследования в этом направлении могли бы привести к созданию технологий, «использующих» преимущества большего количества измерений внутри трёхмерного пространства. Если существование подобных устройств окажется возможным, это открывает перед человечеством едва ли не фантастические перспективы, отмечают учёные.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Самое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.