Одна из причин – ложная уверенность в том, что диагностика на туберкулез при помощи внутрикожных тестов – это прививка, которая может причинить вред здоровью ребенка. Но врачи говорят обратное. «Это не вакцины, это иммунодиагностика. Она проводится при помощи препаратов — диагностикумов, которые не могут спровоцировать заболевание», — отметила в беседе с «МК» главный детский фтизиатр Центрального Федерального Округа Надежда Клевно. Но активные противники вакцинации аргументы специалистов, увы, слышат плохо.
Другая причина отказов – уверенность в том, что туберкулез – это болезнь маргиналов. Если ребенок ходит в приличную школу, не общается с мигрантами, то он не заболеет, могут думать некоторые родители. И это еще одна серьезная ошибка. Ежегодно от туберкулеза в мире умирают порядка 250 тысяч детей! Он, к сожалению, превратился в одно из ведущих инфекционных заболеваний. Встретиться с коварной палочкой Коха сегодня может каждый, невзирая на свой социальный статус. Поэтому даже благополучные семьи должны регулярно обследоваться.
Ну и третьей причиной могут служить недостатки туберкулиновой пробы Манту, которая используется для диагностики туберкулеза аж с 1908 года. Пережившая таких своих современников, как цепеллин, телеграф, паровой двигатель или фонограф, она все еще числится в России среди основных способов выявления инфекции. Долгое время значительное покраснение в месте укола было предметом особого волнения детей и их родителей, хотя его большие размеры далеко не всегда были связаны с наличием в организме ребенка инфекции. Дело в том, что туберкулин, который используется при постановке пробы Манту, является многоантигенным препаратом и может давать положительную реакцию не только на микобактерии туберкулеза, но и на некоторые другие возбудители инфекции. В том числе проба Манту будет положительной после вакцинации БЦЖ (прививка от туберкулеза). Тест также может оказаться неверным, если у ребенка неблагополучный аллергический фон.
«До недавнего времени нам было сложно однозначно определить, есть ли у ребенка инфекция или нет. При любой положительной реакции на пробу Манту его нужно было направлять на дообследование к фтизиатру. А если зона покраснения оказывалась большой, то сразу в туберкулезный диспансер. Но мы понимаем, что инфекция может быть в организме ребенка не только при ярко выраженной реакции, но и при незначительной. Поэтому всегда был некоторый риск пропустить заболевание, — вспоминает Надежда Клевно. – Кроме того, из-за неточностей этого теста иногда здоровые дети проходили дополнительные обследования, а некоторые подвергались довольно агрессивному лечению химиопрепаратами».
Несмотря на вклад пробы Манту в раннюю диагностику туберкулеза, ее несовершенство подтолкнуло ученых к поиску альтернатив. Это стало возможным после открытия определенных видов белков, которые присутствуют только в структуре микобактерии туберкулеза. На их основе были разработаны принципиально новые высокоинформативные тесты, которые положительны лишь тогда, когда в организме действительно есть инфекция. Другим преимуществом является то, что на их результат никак не влияет предыдущая вакцинация от туберкулеза (БЦЖ).
Речь идёт о лабораторных импортных тестах квантиферон и Т-СПОТ и внутрикожном тесте Диаскинтест, разработанном российскими учеными. Они имеют сходную эффективность, однако последний не требует специального оборудования и ежегодного забора крови из вены у ребёнка. Причем применение Диаскинтеста особо актуально для детей, которые начали ходить в школу, более активно контактировать с окружающими. Именно его рекомендовало использовать для их возрастной категории Российское общество фтизиатров.
«Новые диагностические тесты более специфичны и точны в определении наличия туберкулезной инфекции. С их появлением жить и нам, и родителям, и детям стало гораздо проще. Ежегодное тестирование школьников Диаскинтестом поможет нам выявить только реальные случаи заражения, исключая реакцию после вакцинации БЦЖ и нетуберкулезные микобактерии. Например, у 1000 детей с положительной пробой Манту, Диаскинтест показывает вероятность инфекции только в 15-20 случаях. И к фтизиатру нужно направлять теперь только этих детей, а не целую 1000. Иными словами, проба с Диаскинтестом помогает нам сформировать группу высокого риска развития туберкулеза», — дополнила Надежда Клевно.
«МК» напоминает: с 1 сентября этого года в стране вступил в силу новый порядок по профилактическим осмотрам на туберкулез, согласно которому всем детям с 8 лет вместо пробы Манту делают Диаскинтест. Специалисты призывают не отказываться от иммунодиагностики.
«Отказ чреват высоким риском развития тяжелых форм туберкулеза у ребенка, что предполагает длительное лечение комплексом довольно серьезных препаратов. К тому же нельзя забывать, что туберкулез передается воздушно-капельным путем и дети, контактирующие с больным ребенком, также подвержены высокому риску развития заболевания. Родители должны это понимать и думать не только о своем ребенке, но и о его или ее одноклассниках. Нам хотелось бы видеть родителей союзниками. Без их сознательности мы не сможем достичь цели по ликвидации туберкулеза к 2035 году, поставленной ВОЗ», — говорит главный детский фтизиатр Московской области Галина Попкова.
Источник: mk.ru