Алексей Баталов: жизнь в искусстве

Народный артист СССР Алексей Баталов, воплотивший на экране множество уникальных образов, которые запомнились миллионам советских, российских, а также зарубежных зрителей, скончался в ночь на четверг в возрасте 88 лет.

Театральная судьба

Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье театральных актеров Нины Ольшевской и Владимира Баталова, которые расстались, едва мальчику исполнилось три года. Маленький Алексей и не представлял себе жизни без театра: вместе с мамой он жил в здании МХАТа, в бывшей дворницкой, днями напролет наблюдая за сменой гримов и декораций.

«Все это я принимал за реальность. На улицу меня лет до пяти вообще не выводили, я играл только в этом дворе и на полном серьезе воспринимал его как весь город. Это был мой мир, и я искренне думал, что все люди на свете работают в театре!» — вспоминал Баталов в одном из интервью.

Позже Нина Ольшевская вновь вышла замуж, ее избранником стал известный писатель-сатирик Виктор Ардов. Новая семья вскоре переехала в дом на Большой Ордынке, где царила атмосфера не менее творческая, чем в театре. Гостями их квартиры становились Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

ВконтактеFacebookОдноклассникиTwitterWhatsappViberTelegramскачать видеоскопировать ссылкуполучить кодТибул, Гоша и другие известные роли актера Алексея Баталова

«Я из самой неблагонадёжной по советским меркам семьи. Бывало, под окнами во дворе стоял человек, наблюдавший за собранием людей в квартире. Люди эти — Пастернак, Ахматова, Раневская. Все были или отсидевшие, или проклятые и гонимые. Как теперь выяснилось, они составляют Серебряный век…» — рассказывал актер.

Спокойные годы для семьи Баталова и всей страны завершились с приходом войны. И отец, и отчим Алексея ушли на фронт, а он сам вместе с мамой отправился в эвакуацию по маршруту Свердловск-Уфа-Казань-Бугульма. Мальчик впервые оказался так далеко от столицы: этот новый далекий мир был совершенно не похож на тот, к которому он привык с детства, но искусство Алексей не забросил. Более того, он и на сцену впервые вышел именно в Бугульме, где Нина Ольшевская создала своей театр.

После войны Алексей вернулся в Москву и поступил в школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950-м году. В тот год юношу неожиданно призвали в армию, но, по счастливому стечению обстоятельств, он попал в Театр Красной Армии, где не хватало призывников для массовки. Актер признавался, что радовался этой возможности, а по завершению службы стал актером МХАТа.

Карьера в кино

Баталов дебютировал на экране еще в 1944 году, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама «Зоя» о герое Советского союза Зое Космодемьянской. А в 1954 году режиссер Иосиф Хейфиц пригласил его сыграть рабочего в картине «Большая семья».

«Уйти из театра, где кругом родственники, в котором я буквально родился… Это было невероятно трудно! И страшно. Театр — это стабильность, постоянный заработок, служебная лестница, артистов МХАТа тогда все уважали и знали… А в кино — полная неразбериха: сегодня ты нужен, завтра — нет», — делился Баталов.

Актер отправился в Ленинград на съемки, спал на раскладушке дома у режиссера, ходил в чем попало и мало ел. Но фильм «Большая семья» стал первым в череде безусловных шедевров с участием Баталова: актерский ансамбль картины отметили на фестивале в Канне в 1955 году.

Затем последовали картины «Мать» Марка Донского, «Дело Румянцева» того же Хейфица. Главной ролью Баталова в 50-х годах стала роль Бориса Бороздина в фильме «Летят журавли» Михаила Калатозова. Лента стала триумфатором Каннского фестиваля в 1958 году, единственным советским полнометражным кино, которому жюри вручило главный приз смотра. О своих блестящих ролях Баталов всегда вспоминал с гордостью и теплотой. Особенно благодарен он был Иосифу Хейфецу, поскольку считал, что именно этот режиссер сделал его актёром.

«Ведь все они потом вошли в историю кино. То, что я работал с ними, — это абсолютное счастье! И важно, что фильмов с моим участием не так много — пять-шесть настоящих. Честно скажу: я сам от многого отказывался. Всю жизнь я стремился не изменять себе и быть никому не обязанным», — рассказывал Баталов о фильмах со своим участием.

Абсолютным секс-символом Советского союза актер стал после выхода картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где исполнил Гошу, возлюбленного главной героини. Впрочем, сам он громкое определение не очень любил. Баталов вообще признавался, что долгое время колебался, соглашаться ли на эту роль: к тому времени он посвятил себя преподавательской деятельности. Впрочем, о принятом решении он не пожалел.

«Это просто чудо: люди до сих пор помнят и любят эту картину. Совершенно невероятно! Мне Меньшов объяснил, какой мы можем сделать роль Гоши. Это чисто его заслуга, и я ему по гроб жизни благодарен», — говорил актер. Легендарный фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

За долгую творческую жизнь Алексей Баталов успел попробовать себя и в качестве режиссера. Он снял три картины – «Шинель» по Николаю Гоголю, «Три толстяка» по Юрию Олеше совместно с Иосифом Шапиро и «Игрок» по Федору Достоевскому. Также Баталов работал на радио, писал стихи и сценарии, преподавал на актерском факультете ВГИКа. В последние годы он мало снимался в кино, поскольку не видел достойных предложений.

«Когда фильмы выходят, я благодарю Бога за то, что отказался. Роли-то бывают хорошими — другое дело, чем они оборачиваются на экране. Это ты, а рядом с тобой стоит нечто, оно может тебя испачкать. Работая с Хейфицем или Роммом, я прекрасно понимал, о чем у нас идет речь. Я знал, что мы работаем не за страх, а за совесть и есть смысл тратить на это жизнь. Но стоит ли садиться в эту лодку со случайными, ненужными тебе людьми?» — так он пояснял свой выбор.

Семейная жизнь

С первой своей женой Ириной Ротовой Баталов был знаком с самого детства, они жили в соседних дачах в писательском посёлке на Клязьме и проводили много времени вместе. Затем их разлучила война: Баталова увезли в эвакуацию в Чистополь, а Ротову — в Алма-Ату, и они снова встретились, когда им было уже по шестнадцать лет. «Для меня большое значение имело, что она своя, проверенная долгими годами дружбы. Ведь с девчонками я был очень робкий. Я не мог жениться на чужой девушке, даже подойти к незнакомке мне было трудно! Так что, скорее всего, это было просто юношеское увлечение, которое проистекало из моей стеснительности», — признавался Баталов.

Молодую пару разлучила бурно развивающаяся актерская карьера Баталова. Сначала он уехал на съёмки «Большой семьи» в Ленинград, а затем мир кино так захлестнул актера, что дома он появлялся редко. У Баталова родилась дочь Надя, но для неё он стал, как выражался сам артист, «воскресным папой». Окончательному разрыву между мужем и женой сослужили сплетни о романах Баталова на съёмках. «Но главное, вероятно, заключалось в том, что жене не хватало моего внимания. Мы начали ссориться. Крушение семьи происходило постепенно», — подчеркивал актёр.

Баталов продолжал общаться со своей дочерью Надей, но возрастающая популярность актера делала их встречи все более редкими, а потом общение и вовсе сошло на нет. Ошибки молодости Баталов постарался исправить во втором браке. Свою новую избранницу Гитану Леонтенко он увидел во время циркового представления ещё в 1953 году, однако их союзу препятствовали узы брака.

«Алексей меня увидел на манеже, и, думаю, это сыграло свою роль. В обычной жизни на меня редко обращали внимание. А во время выступления, когда я с развевающимися косами неслась на лошади, выглядела весьма эффектно», — рассказывала Леонтенко.

Актёр и артистка цирка поженились только в 1963 году спустя десять лет после первой встречи и прожили вместе всю оставшуюся жизнь. В 1968 году у пары появилась дочка Маша, которая родилась с ДЦП по ошибке врачей. Несмотря на болезнь, Мария выросла успешным человеком. «После школы дистанционно окончила сценарный факультет ВГИКа, написала книгу. Ее приняли в Союз писателей. Маша очень любит музыку, пишет профессиональные критические статьи», — рассказывал актер.

Дорогой наш человек: Алексей Баталов

Народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в семье актеров Московского художественного театра. На фото: репетиция спектакля «Человек со звезды» в Ленкоме.

Впервые на сцену Баталов вышел во время эвакуации, в городе Бугульме, где его мать создала свой театр. На фото: кадр из фильма «Дорогой мой человек».

В 1944 году актер дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама «Зоя». На фото: Алексей Баталов за работой у себя дома, 1963 год.

Окончив МХАТ, Баталов поступил на службу в Московский художественный академический театр. На фото: кадр из ленты «Звезда пленительного счастья».

С 1954 года Баталов начал постоянно сниматься в кино, работая в основном на «Ленфильме». Кадр из фильма «Бег».

Самыми заметными ролями этого времени стали ленты «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». На фото: кадр из фильма «Дело Румянцева».

Легендарная картина «Летят журавли», где артист сыграл Бориса Бороздина, вошла в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и получила Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. На фото: кадр из фильма «Летят журавли».

Среди других известных работ Баталова – фильм Марка Донского «Мать», лента Михаила Ромма «9 дней одного года», «Живой труп» Владимира Венгерова, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Чисто английское убийство» Самсона Самсонова и «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля. На фото: кадр из кинофильма «Девять дней одного года».

Работа в ленте Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» сделала из Баталова по настоящему народного артиста. Кроме того, эта лента получила «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. На фото: кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Три картины Алексей Баталов снял сам в качестве режиссера-постановщика. Он экранизировал гоголевскую «Шинель», «Три толстяка» по Юрию Олеше и «Игрока» Достоевского. На фото: народный артист РСФСР Алексей Баталов, 1965 год.

Баталов много работал на радио. Он участвовал в таких радиопостановках, как «Казаки» Льва Толстого, «Белые ночи» Федора Достоевского, «Поединок» Александра Куприна, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. На фото: кадр из фильма «Возврата нет».

Начиная с 1980-х годов Баталов активно занимался педагогической деятельностью, он был профессором ВГИКа. В качестве руководителя курса Баталов выпустил семь актерских мастерских. На фото: кадр из фильма «Мать».

В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР, в 1981 году – Госпремии СССР, в 2000 году – премии президента России в области литературы и искусства, а в 2006 году – Государственной премии России. На фото: церемония вручения Государственных премий в Кремле, 2006 год.

Артист был награжден двумя орденами Ленина (1967, 1989), орденом «За заслуги перед Отечеством» III (1998) и II (2008) степеней, Славянским орденом культуры «Кирилла и Мефодия». В 2008 году Алексей Баталов стал первым обладателем приза «Признание поколения», присужденном ему на кинофестивале ВГИКа. На фото: съемки фильма «День счастья».

В 2007-2013 годах Алексей Баталов был президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». На фото: Алексей Баталов на объявлении номинантов ХХIV Национальной кинематографической премии «Ника», 2011 год. /

Источник: ria.ru

Добавить комментарий