Расшифрованы ДНК 90 египетских мумий

Мумификация, практиковавшаяся в Древнем Египте, позволила современным учёным немало узнать о чертах лица, болезнях и даже татуировках людей, подвергавшихся бальзамированию. Тем не менее, этот процесс не только не способствует сохранению генетического материала, но и, напротив, препятствует ему — карбонат натрия и некоторые другие вещества, применяемые при этом процессе, ускоряют деградацию ДНК. Условия в гробницах также являются далеко не оптимальными для того, чтобы гены древних египтян могли сохраниться на протяжении достаточно долгого времени.

Авторов нового исследования привлекла коллекций Тюбингенского университета и Феликса фон Лушана, в которую входилт 151 мумия. Специалистам удалось путём так называемого высокопроизводительного секвенирования извлечь пригодную для дальнейшего изучения митохондриальную и ядерную ДНК из мягких тканей, костей и зубов мумифицированных людей, несколько тысячелетий назад проживавших примерно в 100 километрах от современного Каира. Специалисты утверждают, что ими были получены именно образцы древнего генома, а не более поздние признаки — об этом свидетельствуют характерные повреждения генетического материала, которые, тем не менее, не помешали его изучению.

Как выяснилось, ДНК мумифицированных египтян во многом напоминала ДНК современных жителей некоторых регионов Ближнего Востока. В то же время, геном современных египтян, по сравнению с исследованными образцами, содержит больше африканских линий.

Научная работа, посвящённая расшифровке ДНК мумий, была опубликована в журнале Nature Communications.