Этика телефонного общения


Мнение

Эксперт Альбина Холгова — об уместности телефонных звонков с точки зрения этики

Не спешите прощаться с эпохой мистера Белла. Время телефонных звонков еще не прошло. Телефонный звонок – жест действительно более смелый, чем SMS. Но демонизировать этот способ общения всё же не стоит. И вот почему.

Сигнал телефона, да, способен застать адресата в неудобный момент. Тот может быть на свидании, на приеме у врача или на совещании. Но для людей, знающих правила этикета, уверяю, это не станет проблемой. Ведь они в таких случаях переводят девайс в бесшумный режим. В кабинет же к руководителю, к слову, с точки зрения законов делового этикета и вовсе брать телефон с собой — признак неуважения к работе. У одного известного российского политика, например, перед входом в приемную стояла большая хрустальная ваза, в которую приходящие складывали мобильники. Почему так? Да потому что к боссу мы идем решать важные дела, и нас ничто не должно от них отвлекать. То же правило действует и на переговорах. Если и прихватили мобильник с собой, то пусть лежит в портфеле и даже не жужжит.

Американский журналист Тимоти Ноа в своей статье «Смерть телефонного звонка» написал, что он считает уместным набирать номера только людей из самого ближнего круга общения и еще тех, кого он видел голыми. Но позвольте, не слишком ли сузили круг?

Итак. Когда и кому можно звонить. Рабочие звонки воспитанные люди совершают в рабочее время. Звонить, если действительно есть необходимость, можно в принципе всем. Этот способ коммуникации никто не запрещал. Главное в самом начале поинтересоваться, располагает ли ответивший нужным количеством секунд или минут. Точность в этом вопросе крайне важна. Это признак пиетета. А вот от дежурных вопросов «Как дела?» и «Что нового?» в момент, когда вы звоните не просто так, поболтать, современный этикет рекомендует воздержаться. Во-первых, тратите время собеседника, чем рискуете вызвать раздражение. Во-вторых, фальшь всегда слышна. Почувствовал тот, кому вы набрали, отсутствие искреннего интереса — и контакт между вами может расстроиться.

Особенно это правило стоит усвоить сотрудникам банков и других компаний, которые совершают холодные звонки. Все вот эти вводные, никому не нужные на самом деле фразы — «Мы хотели бы вас поблагодарить за то, что вы являетесь клиентом нашей организации…» — прекрасный способ вызвать у клиента желание бросить трубку. То есть побеспокоили, чтобы навязать кредит или какую-то услугу (вот же эпикурейское счастье!), так еще и тратят самый драгоценный для человека ресурс.

И всё же… Я знаю людей, которые никогда не берут трубку, если на дисплее высветился незнакомый номер. Они негодуют: «Этот абонент звонил мне три раза вчера и два раза сегодня, он что, не может написать?». Спокойствие, господа, написать, конечно, может. Мессенджеры нехитро устроены, ими сейчас пользуются все. Настойчивость звонящего, скорее всего, обусловлена чем-то. Возможно, неуверенностью, что текстовое сообщение будет воспринято правильно. Так, как отправитель этого хочет. Ведь есть же вещи, о которых необходимо говорить, а не писать. Да и вообще, названивать несколько дней подряд может тот или та, кому вы понравились на вечеринке в прошлую пятницу.

В общем, не время еще прощаться с величайшим изобретением шотландца Александра Белла (это он придумал телефон в конце XIX века). Хотя, надо признать, звонить люди стали меньше, чем писать. Перелом пришелся на 2007-й. И тенденция сохраняется.

У переписки есть некоторые преимущества. Посредством сообщений легко зафиксировать итог договоренностей. От написанного не откажешься так же легко, как от слов. И да, риск побеспокоить кого-то в разы ниже. А еще текстовые сообщения в мессенджерах удобны тем, что бесплатны. Хотя удобны в этом смысле они для отправителя, а вот для получателя — вопрос… Их количество сейчас иногда просто зашкаливает. И устав тыкать пальцем по сенсорной клавиатуре, осознаешь, что созвониться и проговорить вопрос устно было бы куда быстрее.

Еще один способ коммуникации — что-то среднее между звонком и SMS — голосовое сообщение. Но оно, запомните, для самых близких. На то, чтобы прослушать ваше послание, у человека уйдет куда больше времени, чем чтобы его прочесть. С таким форматом нужно быть крайне осторожным, если не хотите вызвать гнев.

И вот чего точно никогда нельзя совершать, если вы обращаетесь по делу, а не шутки ради, так это писать сообщение на бумажке, фотографировать и отправлять снимок адресату, как рекомендуют некоторые эксперты. Впрочем, почему же никогда? Если у вас задача — произвести впечатление очень странного неадекватного человека, то да, более легкого варианта, может быть, и не найти!

Автор — международный эксперт по протоколу и этикету

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий