Невеселая новогодняя сказка
Злоключения Игоря Рудыка начались 6 декабря 2013 года, в кабинете заместителя губернатора Кемеровской области по угольной промышленности Андрея Гаммершмидта. Рудык был директором фонда «Лехрам капитал инвестменс». Эта компания в октябре того же года приобрела у АО «ЕВРАЗ» 100% уставной доли капитала шахты «Грамотеинская». Дела на шахте шли плохо, поэтому Рудык собирался обсудить с чиновником выплату задолженности горнякам до конца декабря и планы по возобновлению добычи угля в следующем феврале.
Внезапно в кабинет вошли сотрудники УФМС по г. Кемерово. Как в старой уличной песне, «велели паспорт показать». Посмотрели и тут же задержали собеседника вице-губернатора, так как паспорт оказался просрочен.
В тот же день суд оштрафовал Рудыка и постановил выдворить его с территории Российской Федерации. Владелец просроченного паспорта не протестовал. Закон есть закон, штраф заплачу, уеду – как только разрешат. Владелец шахты – не трудовой мигрант, руководство его компании сразу же дало понять, что готово в любой момент оплатить и авиабилет, и такси в аэропорт. Вот только Рудыка почему-то вместо аэропорта отправили в спецприемник, где томились бедняги, у которых нет денег даже на маршрутку. И не отпускали несколько недель.
16 декабря 2013 года сюжет о «Грамотеинской» показали по ТВ в местных «Вестях». Телезрителям сообщалось, что Рудык посажен в тюрьму за невыплату зарплаты горнякам, а шахту скоро передадут эффективному собственнику.
Спустя два дня, 18 декабря, Рудыка вывели из камеры в наручниках, но повезли не в аэропорт или на следствие, а в здание областной администрации, в тот же самый кабинет, в котором две недели назад прервалась деловая встреча. Теперь, кроме вице-губернатора, здесь присутствовали сотрудники областного СК. Как утверждает в своем заявлении обладатель просроченного паспорта, здесь он узнал, что его обвиняют в краже металлолома с шахты, а за это можно сесть на пять лет. Предложение – немедленно продать все акции «Грамотеинской» новому собственнику, ООО «ЗРГШО», владельцем которого является местный олигарх Александр Щукин.
Переговоры не затянулись. Точнее, их не было вообще. Как позже подтвердит нотариус, договор был составлен еще 16 декабря. В здании областной администрации каким-то чудом оказались и уставные документы «Лехрама», и печать. Рудыку оставалось только поставить подпись, что можно сделать и в наручниках. После этого Рудыка снова отвезли в спецприемник — на время, пока шла госрегистрация сделки по «продаже» шахты «Грамотеинская».
И только в ночь с 30 на 31 декабря Игорь Рудык был отпущен и вылетел из Новосибирского аэропорта в Казахстан. Так Щукин стал собственником шахты «Грамотеинская».
«По неустановленным обстоятельствам»
В конце 2016 года, когда трон угольного короля пошатнулся и Щукин оказался арестован вместе с его помощниками в следственном комитете и областной администрации, Рудык подал заявление о возбуждении уголовного дела по факту вымогательства имущества фонда «Лехрам». В марте 2017-го он получил отказ и обратился с жалобой в Следственный комитет РФ.
В жалобе Рудык подробно проанализировал свои злоключения. Например, обратил внимание на такую вопиющую подробность: как арестант, в наручниках, очутился в здании областной администрации, в кабинете вице-губернатора? В тексте официального отказа в возбуждении уголовного дела, которое подписал ведущий дело Щукина следователь Андрей Чернусь, об этом сказано следующее: «…по неустановленным в ходе проверки обстоятельствам вместо следственного управления [Рудык] был доставлен в служебный кабинет заместителя Губернатора Кемеровской области по угольной промышленности Гаммершмидта А.А.». Почему же следствие не захотело установить обстоятельства? Ведь все участники той истории живы, здоровы и в рассудке.
Рудык в своих жалобах на отказы в возбуждении уголовного дела по факту отъема «Грамотеинской» задает и другие вполне резонные вопросы: почему его не депортировали сразу, хотя компания была готова приобрести авиабилет? Почему было заявлено по ТВ о новом собственнике шахты за два дня до подписания договора? Откуда в кабинете оказалась печать «Лехрама» и почему с остальными акционерами компании не связались для обсуждения условий сделки?
И самый серьезный вопрос: если Рудыка задержали за просроченный, т.е. недействительный паспорт, как он мог заключать какие-либо договоры? В официальном отказе есть объяснительная нотариуса: «Участники сделки предъявили свои паспорта…».
Как же могло получиться так, что человека в наручниках привезли в областную администрацию, а нотариус заверяла документы, «не замечая» просроченный паспорт? И здесь пора обратить внимание на человека, в чьих интересах происходили эти административно-правовые чудеса, — Александра Филипповича Щукина.
Деньги Кузбасса утекали в Лондон
Предпринимательская карьера Александра Щукина началась в 1990-е. Любопытной представляется история о получении Щукиным как шахты «Грамотеинской», так и «Инского» разреза.
«Угольного олигарха Александра Щукина и юриста Геннадия Вернигора обвиняют в вымогательстве (ст. 163 УК РФ). По версии следствия, они требовали у совладельца угольного разреза «Инской» Антона Цыганкова принадлежащий ему контрольный пакет акций предприятия стоимостью 1 млрд руб.», — писал «Коммерсант». «В июле 2016 года руководитель управления СКР по Кемеровской области генерал Сергей Калинкин, по версии следствия, приказал организовать уголовное преследование против совладельца разреза «Инской» Антона Цыганкова. В отношении него завели дело о злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ), которое привело к задержкам выплаты зарплат 800 горнякам. Он был задержан. Прямо в следственном управлении заместители губернатора Александр Данильченко и Алексей Иванов и чиновница администрации региона Елена Троицкая, говорится в деле, потребовали у господина Цыганкова акции. Освободили коммерсанта, когда он подписал нужные им бумаги. 13 ноября трех силовиков и трех чиновников, действовавших, по версии следствия, в интересах угольного магната Александра Щукина, задержали. Также были задержаны сам господин Щукин и его доверенное лицо Геннадий Вернигор, который, как считают в СКР, участвовал в оформлении документов на акции. В тот же день восьмерых подозреваемых доставили в Новосибирск и предъявили обвинение в вымогательстве (ч. 3 ст. 163 УК РФ)», — продолжает издание.
Прибыль от полученных угольных активов Щукин инвестировал в Великобританию.
«В 2012 году совладелец угольной шахты «Полосухинская» Александр Щукин (№189 в списке Forbes, состояние — $500 млн) решил открыть в Лондоне family-office — частную независимую организацию, оказывающую услуги семьям в связи с управлением семейным имуществом и другими активами», — рассказывал «Форбс».
10 ноября 2017 года Новосибирский областной суд продлил аресты фигурантам дела о вымогательстве. Будем надеяться, что следствие не ограничится эпизодом с разрезом «Инской», но и ответит на вопросы, как создавалась бизнес-империя Щукина и как она функционировала. Будет рассказано, зачем бывших владельцев активов, которые доставались Щукину, «по неустановленным причинам» привозили в здание администрации Кемеровской области. В этом заинтересован не только Игорь Рудык или британский фонд прямых инвестиций Lehram Capital InvestmentsInc., но и каждый человек, готовый работать в России по закону.
Источник: mk.ru