Российские ученые разобрались в принципах эволюции микроскопических насекомых

Учёные поясняют, что миниатюризация в некоторых случаях приводит к тому, что на протяжении множества поколений типичный размер представителей того или иного биологического вида уменьшается от сантиметра до десятых долей миллиметра. Биологов заинтересовал вопрос, каким образом подобные изменения сказываются на структуре тела в целом и размерах каждого отдельного органа.

Исследователи, представляющие Московский государственный университет, построили 30 полных и 26 частичных трехмерных компьютерных реконструкций для 22 видов насекомых. Эти виды, по словам исследователей, относятся к 11 семействам и пяти различным отрядам: щетинохвостки, сеноеды, трипсы, жесткокрылые и перепончатокрылые. При этом самые «мелкие» из видов, выбранных специалистами для исследования в 150 тысяч раз уступали самым крупным по размерам, однако для всех них было верно, что за сотни миллионов лет эволюции они значительно уменьшились по сравнению с аналогичными по строению предками.

Как выяснилось, большая часть систем органов насекомых при многократном изменении размеров их тела уменьшалась пропорционально организму в целом, сохраняя организацию, а часто и неизменный относительный объём. Это касается, в том числе, метаболических систем, тканей внутренней среды и трахейной системы множества насекомых. В то же время, половая и нервная системы чаще всего «не успевали» за телом в целом, и в ходе миниатюризации их относительные объёмы увеличивались. По мнению учёных именно это может, с одной стороны, служить естественным «ограничением» миниатюризации, а с другой — причиной, по которой насекомые всё же подвержены ей в значительно большей степени, чем , к примеру, позвоночные животные.

Новая работа учёных представлена в журнале Scientific Reports.